Депутаты Госдумы отказались почтить минутой молчания своего бывшего коллегу, оппозиционного политика Бориса Немцова, убитого 27 февраля в центре Москвы. Спикер Госдумы, единоросс Сергей Нарышкин, заявил, что в телеграмме уже выразил соболезнования близким Бориса Немцова, и даже отказался поставить вопрос на голосование. А глава фракции ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что поднимать депутатов можно только в случае государственного траура. Ряд политиков и общественных деятелей обратился в ГУВД Москвы с просьбой оградить место гибели Бориса Немцова от вандализма в связи с проведением завтра официального мероприятия на Васильевском спуске, посвященного годовщине присоединения Крыма к России.
Объявить минуту молчания в память о Борисе Немцове, который в разные годы занимал посты , вице-премьера правительства России, главы фракции «Союза правых сил» в Госдуме, во время обсуждения повестки заседания Госдумы предложил депутат Дмитрий Гудков (избран от «Справедливой России», отстранен от работы во фракции).
«Уважаемые коллеги, в связи с тем что у нас первое заседание после двухнедельного перерыва, я предлагаю объявить минуту молчания в связи с трагедией, которая произошла 27 февраля,— сказал господин Гудков.— Как вы знаете, был убит Борис Немцов — политик, общественный деятель, лидер оппозиционной партии, человек, которого многие здесь знают лично. Знали лично… Несмотря на то что не все разделяли его политические взгляды, я считаю, что по-человечески правильно было бы почтить память минутой молчания».
Спикер Госдумы Сергей Нарышкин отреагировал на предложение только после того, как по очереди были рассмотрены ранее высказанные предложения депутатов по повестке. «Теперь, коллеги, что касается предложения Дмитрия Геннадьевича Гудкова,— сказал господин Нарышкин.— Я в день трагедии от себя лично и от депутатов Госдумы направил телеграмму родным, близким и выразил соболезнования по поводу убийства Немцова, бывшего депутата Государственной думы». На этом обсуждение вопроса он закончил.
Спустя несколько минут к нему вернулся Владимир Жириновский. Он заявил, что решение «поднимать зал» может принимать только совет Думы и «только в день государственного траура». «Когда президент объявит государственный траур по какому-то событию — погибли люди, только тогда можно поднимать высший орган государственной власти,— заявил лидер ЛДПР.— А если комитет по культуре предложит почтить память писателя Распутина? Он ничем не хуже Немцова, может быть, даже лучше. У нас каждую неделю кто-то умирает, и будет вся Дума стоять?» После этого Владимир Жириновский продолжил выступление на отвлеченные темы.
Как пояснил “Ъ” Дмитрий Гудков, вопрос не был даже поставлен на голосование.
Сегодня же общественные деятели и политики, среди которых представители партий РПР—ПАРНАС, «Демократический выбор», движения «Солидарность», обратились в ГУВД Москвы с письмом, в котором просят «обеспечить защиту места гибели Бориса Немцова от вандализма» после окончания митинга «Мы вместе» в годовщину присоединения Крыма. Они указывают, что 18 марта на Васильевском спуске Москвы «пройдет массовая акция». «В ста метрах от Васильевского спуска находится место гибели нашего соратника, известного политика и общественного деятеля Бориса Немцова. Уже более 2 недель москвичи и гости столицы несут туда цветы, чтобы почтить его память»,— говорится в обращении. Его авторы «надеются, что московская полиция примет все необходимые меры, чтобы обеспечить защиту места гибели Бориса Немцова от вандализма». Ответственный секретарь политсовета движения «Солидарность» Михаил Шнейдер продублировал письмо электронным обращением на сайте ГУВД Москвы.
Отметим, что 4 марта только часть депутатов заксобрания Санкт-Петербурга почтила память Бориса Немцова минутой молчания. Для этого фракция «Яблоко» взяла перерыв во время пленарного заседания. 12 представителей «Яблока» (в том числе, Григорий Явлинский), «Справедливой России» и «Гражданской платформы» вышли из зала и выстроились в ротонде Мариинского дворца с черно-белыми портретами убитого политика. «Несколько дней назад была совершена публичная казнь в форме террористического акта, в результате которой у стен Кремля был убит известный российский политик Борис Немцов,— сказал господин Явлинский.— Он был убит за то, что громко говорил то, что думал. Он был убит за то, что он считал, что не должно быть войны между Россией и Украиной. Он считал, что русские не должны убивать украинцев, а украинцы не должны убивать русских. Если в нашей стране будут убивать людей, которые говорят то, что думают, у такой страны не будет никакого будущего».