Плюсом больше,плюсом меньше
К примеру, председатель областной Думы Владимир Ефремов за квартирами не гонится – в собственности его и супруги находятся всего-то четыре квартиры, два земельных участка, два автомобиля и один снегоход. За минувший год семья Ефремовых ничего крупного не купила, хотя и могла бы – заработок главы семейства прирос: если в позапрошлом году он заработал 7499895,0 рубля, то в прошлом году - 10034575,0 рубля. Всего-то 3 миллиона плюс, а приятно.
У его заместителя Александра Кислицина дела шли похуже: он заработал 5637010,0 рубля, не дотянув даже до миллиона рублей плюса – в 2013 году в декларации фигурируют 4973710,00. Наличие всего одной машины даже автопарком назвать нельзя, а две квартиры в собственности семьи Кислициных выглядят как жилой прожиточный минимум.
Хорошо жить хорошо
Например, депутат Наталья Захарчук, в 2013 году владевшая четырьмя квартирами, в прошлом году прибавила к недвижимости земельный участок в 1500 квадратных метров. А ее супруг не прибавил ничего, за ним числится лишь квартира в пользовании. Да, надо сказать, что и больших денег у семьи нет – чуть более 5 миллионов заработала Наталья Захарчук за прошлый год. Это почти на 2 миллиона побольше, чем в 2013 году, но назвать доход вызывающим язык не повернется. Возможно, с этим кто-нибудь не согласится, но средний месячный доход в сумме 486 тысяч – вполне себе достойная плата за депутатские труды.
Кстати
Вообще, видимо, депутатов сильно заботит квартирный вопрос. У многих в собственности не по одной квартире, а если прибавить сюда и собственность вторых половин, то явно прослеживается тенденция: лучший вклад средств – это жилье и земля.
Приходится экономить
И таких достойных в облдуме много. Усредненный доход самых «бедных» депутатов, работающих на постоянной основе, составляет около 4 миллионов рублей. Депутат Василий Шадрин получил за год всего 3611739,84 (в 2013 году - 3392881,44). Это не мешает депутату совершать дальние вояжи на сафари, стоящие очень недешево, иметь дорогостоящее оружие и обслуживать недешевые транспортные средства. Наверное, приходится сильно экономить на всем, чтобы предаваться охотничьим страстям. Очевидно, ужиматься в каждодневных расходах приходится и депутату Эдуарду Тарану. Попробуйте на годовой доход в 3 818429,39 рубля обслуживать автомобили «Тойота-Корса», «Тойота-Виста», «Тойота Лэнд-Крузер-Прадо» и автомобильный прицеп. Наверное, финансово помогает супруга, заработавшая за год 1005579,84 рубля. Но у нее самой забот выше крыши – две квартиры и три машины. И как только люди умудряются так экономно жить?
Ходить пешком полезно,но ездить лучше
Изрядно обеднел за прошлый год депутат Андрей Каменев. Тот самый, с которым был связан скандал по поводу Корсаковского морского торгового порта. Скандал потом утих, но осадок, как говорится, остался. Что не помешало Андрею Каменеву и далее заниматься депутатской деятельностью. Работает он на неосвобожденной основе, за год его доход составил 5472991,88 рубля. А в 2013 году, как раз тогда, когда скандал кипел, доход исчислялся суммой 9381850,69 рубля. Падение приличное, однако и на 5 миллионов в год можно неплохо прожить. Крыша над головой есть – жилой дом и квартира. А вот машины, что удивительно, нет. Ни у него самого, ни у его супруги. Очевидно, по Корсакову депутат ходит пешком или ездит на общественном транспорте, в критических случаях вызывая такси.
«Безлошадных в облдуме насчитывается немного. Автомобилей нет у депутатов Владимира Иванцова, Натальи Захарчук, Александра Болотникова, Светланы Ивановой, Андрея Хапочкина, Любови Шубиной. У остальных – от одного на семью до двух-трех, а в некоторых случаях и до десятка. Обыватель, наверное, почешет в голове – ну зачем человеку столько? Но, с другой стороны, а во что еще вкладывать деньги? После квартир и земли остаются только машины. К тому же машины считаются признаком успешности человека. Дорогие машины, разумеется, а не «японки» среднего класса. Так у наших избранников как раз они в большинстве и есть – всяческие недешевые лэнды.
Стань депутатом,живи достойно
Главный вывод из декларационной депутатской кампании таков: сколько бы депутат ни получал, он все равно получает в разы больше, чем средний сахалинец. Раз примерно в девять – это депутаты не самого высокого статуса и еще больше – депутаты со статусом. Со средней пенсией даже и сравнивать страшно, тут счет исчисляется двузначными цифрами. Чем депутатская работа отличается от работы квалифицированного инженера, учителя, врача, чтобы оплачиваться столь щедро, неизвестно. То есть слугам-то народным известно – они иногда рассказывают, что принимают важные для области решения. Но скажем честно – областная Дума давно уже не принимает никаких судьбоносных решений, которые радикально меняли бы ситуацию в области или в какой-либо отрасли. Живем мы по федеральным законам, свои выдумывать давно не требуется и даже вредно, с центром не бодаемся, потому что чревато, острых парламентских расследований не проводим (иначе не случилось бы то, что случилось), так что ни высоких рисков, ни мозговых штурмов не наблюдается.
Кстати
Характерно, что почти весь личный транспорт импортного происхождения. Как ни говори о патриотизме и поддержке отечественного товаропроизводителя, а ездить на «Ладах» народные слуги считают ниже своего достоинства.
Не верь глазам своим
Еще один вывод из декларационной кампании: декларации не отражают истинной картины благосостояния депутатов. Вы много видели бодро шагающего на работу в Думу или толкающегося утром в автобусе народного избранника? Такие есть, но их очень мало. Остальные, даже не имеющие транспорта, как-то умудряются телепортироваться в пространстве. Они как-то умудряются содержать свою неслабую недвижимость и движимость, платить за нее коммуналку и налоги – и не выглядят при этом недоедающими. Особенно, конечно, умиляют депутаты-бизнесмены, которые в год зарабатывают смешные деньги и почти ничего не имеют за душой. Поскольку избиратели не дураки, то быстро догадываются, что настоящая картина совсем иная, чем ее декларируют. Но пока претензии не заявлены, то будем делать вид, что все так и есть на самом деле. Вот вспыхнет очередной скандал – тогда и удивимся. И начнем складывать два и два, чтобы в итоге получить совсем не четыре. А пока смотрите декларации и сравнивайте их с окружающей действительностью. Если что не совпадет – не обессудьте. Это у вас соринка в глаз попала.
Самый бедный -президент
Апрельская декларационная кампания началась с самого верха. О своих доходах отчитались президент, работники его администрации и сенаторы. Что до главы государства, то выглядит он значительно беднее, чем многие его подчиненные. Владимир Путин за год получил всего 7 миллионов 650 тысяч рублей. Характерно, что его заработок ниже заработка чиновников верхнего эшелона. К примеру, руководитель администрации президента Сергей Иванов за прошлый год получил более 16 миллионов рублей, секретарь совбеза Николай Патрушев – более 39 миллионов, пресс-секретарь Дмитрий Песков – более 9 миллионов рублей. Даже руководитель протокола заработал больше, чем президент – более 8 миллионов. У президента также практически нет собственности – не считать же земельный участок в 1500 квадратных метров, квартиру площадью в 77 «квадратов» и гараж в 18 квадратных метров солидным имуществом. Очевидно, именно в этом гараже умещаются два автомобиля марки ГАЗ, «Нива» и прицеп «Скиф». А что не умещается, то стоит под открытым небом.
Кроме как у президента, практически ни у кого из чиновников администрации нет отечественных машин, зато есть, например, «Мерседесы», которыми, как правило, владеют супруги. Почему-то в среде чиновных жен модно иметь именно эту марку авто. Отечественный автопром явно проигрывает на фоне всяческих «Порше Кайенов», БМВ, «Фордов», квадроциклов «Ямаха» и мотоциклов «Харлей Дэвидсон». А чего удивляться – небедные люди могут позволить себе качественную технику.
Куда богаче президента сенатор от сахалинской областной Думы Александр Верховский. Его доход составил чуть более 200 миллионов рублей. Впрочем, здесь ситуация более понятная, чем с зарплатами работников администрации главы государства, где помощник может получать в несколько раз больше, чем начальник. Почти все сенаторы – выходцы из бизнеса, который и сегодня приносит им доход. Так что здесь если вопросы и есть, то только о чистоте и прозрачности самого бизнеса, но декларации на эти вопросы не отвечают.
Другой сенатор от области, Жанна Иванова, на фоне своего коллеги выглядит Золушкой со своими 3 миллионами 934 тысячами рублей. У ее семьи нет даже своего жилья, только квартира в пользовании и автомобиль «Лэнд Ровер Рендж Эвог», в котором, если что, можно и пожить временно. Удивительно, что остались еще такие бессребренники, не нажившие за годы пребывания во власти практически ничего, но каким-то образом умеющие неплохо с этим «ничего» существовать в меркантильном мире.
Небогат, как оказалось, и временно исполняющий обязанности губернатора Олег Кожемяко. Доход за прошлый год составил более 9 миллионов рублей, из недвижимости у него всего четыре жилых дома, земельный участок площадью в 45 тысяч квадратных метров и знаменитый мотоцикл «Харлей Дэвидсон». Для крупного бизнесмена, каковым Олег Кожемяко был до прихода во власть, это более чем скромный результат, несравнимый, например, с результатами сенатора Верховского. Собственно, по скромности нажитого врио вполне может сравниться со своим предшественником Александром Хорошавиным, у которого в декларациях тоже были не самые высокие доходы и не самая вызывающая недвижимость. Хорошо, что на Сахалине есть северные надбавки, которые не позволяют при сахалинских же ценах умереть с голоду. Теперь Олег Кожемяко будет получать побольше и ему даже оплатят перелет на материк, если он захочет отдохнуть на российских курортах.