Сотрудники южно-сахалинского санатория "Аралия": наш директор все развалил

В редакцию Sakh.com обратились работники реабилитационного центра "Аралия". Суть жалоб — недовольство самоуправством главного врача Александра Рубцова. Коллектив хочет нового директора и просит врио губернатора посодействовать в смене власти. Сотрудники санатория пытались бороться своими силами и убедились: жаловаться в минздрав бесполезно. По неясным причинам министр Зубков остается глух к критике Рубцова со стороны рядовых сотрудников.

Черная полоса для "Аралии" началась в 2013 году, когда управлять учреждением с материка на Сахалин прилетел Александр Рубцов. Тогда (впрочем, как и сейчас) санаторий нуждался в глобальной реконструкции. Главный врач выступил инициатором позитивных, на первый взгляд, перемен и, заручившись министерской поддержкой, и областными средствами затеял стройку. За проектирование тогда взялась фирма из Таганрога. Архитекторы выиграли конкурс с завидным отрывом — стоимость документации была снижена ими с 5 миллионов до 950 тысяч (!). Специалисты с материка приехали, получили техническое задание и приступили к работе. Уложились в сроки, подготовили проект соответствующий всем требованиям.

И тут в игру включился главный врач, который, по словам коллектива, начал вносить в проект изменения. Никаким техническим заданием, другими документами или соображениями здравого смысла, по словам сотрудников, действо подкреплено не было — главврач вносил в строительство хаотичные и разнонаправленные корректировки.

После многочисленных конфликтов с подрядчиком он и вовсе отказался от выверенного плана. По сути миллион, пущенный на проект, ушел в никуда — строители (конкурс здесь выиграло ООО "Остров") руководствовались не инженерными расчетами, а сиюминутными желаниями главного врача: "Эту стену не красим. Ту — ломаем". И так во всем.

— Как можно отремонтировать номер, но не заменить канализацию? — делятся своим возмущением работники "Аралии". — На втором сделали, а на пятый труб не хватило.

Непоследовательность прослеживается во всем. Даже в вентиляции — ее сделали, но пусконаладку в смету не включили. Так что никто вентиляцию в "Аралии" не тестировал и как она работает — загадка. Пожарная сигнализация, по словам сотрудников, тоже муляж — она хоть и новая, но подключить ее к диспетчерскому пункту не удосужились.

— Буквально за месяц до капитального ремонта, — рассказывают сотрудники "Аралии", — Рубцов приказал нам ремонтировать кабинет для магнитотурботрона. Не удивляйтесь — приказал прямым текстом. Мы, конечно, взялись за кисти и краски, закупили новую мебель. Переделали все. А потом начался капремонт. При замене труб, вентиляции, батарей все, что сделали мы, пришло в негодность. Зачем надо было нас заставлять тогда? При этом — придирки бесконечные. Наш руководитель ведет себя, как капризный ребенок: "Мне не нравится". Вот его ответ. А почему? Только ему известно.

Бригады строителей менялись, как перчатки. За канализацию брались одни, продолжали другие, а заканчивали третьи — в итоге никто ни за что не отвечал. Вздорный характер руководителя не выдерживали даже суровые мужчины. Они терялись в указаниях, которые зависят от настроения главного врача.

"Не закрывается дверь в туалет, течет вода, не работает розетка, дайте тепло, жутко холодно" — такие послания оставляют пациенты. Книга жалоб "Аралии" напоминает наброски коммунального триллера. И речь сейчас идет лишь о тех номерах, которые только-только пережили капремонт.

— В ванных комнатах нет поддонов, нет порогов. Дверь-купе просто катается по полу — нет даже элементарных металлических салазок. О замках я уже молчу. Пациенты моются — вода течет в комнату, в которой живут по двое. Двое незнакомых людей. Один пошел мыться — и залил комнату. Пенсионеры вынуждены мыть за собой полы после каждого душа. Такой вот санаторный отдых с физической нагрузкой.

Привлечь к гарантийному ремонту главного подрядчика строительства, чтобы устранить многочисленные недочеты, по словам сотрудников, — просто невозможно. Рубцов этого не делает и другим не дает. Работники "Аралии" вынуждены справляться сами.

— Мы уже поменяли дверные ручки и замки в свеже отремонтированных номерах по 3-4 раза. Двери полые, не из массива, даже самого дешевого. Никакой звукоизоляции, естественно. И прочности никакой.

При этом деньги, по словам коллектива, буквально разбазариваются направо и налево. Покупается дорогостоящее оборудование, которое простаивает в подвалах — его или некуда ставить, или некому на нем работать, либо из-за отсутствия воды и вовсе невозможно эксплуатировать. Исправная ванная для грязелечебницы, вопреки всем расчетам руководства, просто не проходит в дверь (!).

Даже минеральные источники, которыми "Аралия" всегда гордилась, иссякли при Рубцове. Две скважины забились илом. Прочистка и замена фильтров в них обойдется реабилитационному центру примерно в полмиллиона. Сумма приличная, но не неподъемная — в год за обычную водопроводную воду "Аралия" платит около миллиона.

— Душ шарко, циркулярные души и новый "Виши" стоят без воды, в запущенных после капитального ремонта помещениях. До вмешательства Рубцова ими пользовались пациенты. Работала сауна с бассейном, но и по ним прошелся вихрь инициатив главного врача, — всплескивают руками сотрудники. — Получается, квалифицированной помощи мы не можем оказать. Как реабилитационный центр мы себя не оправдываем. Начиная с нехватки врачей и медсестер, заканчивая тем, что у нас нет ничего для инвалидов. Мы и не санаторий, и не реабилитационный центр тоже. Захудалая сельская самодеятельность.

Доходит до абсурда — после лжеминеральных ванн людям просто некуда деться. В санатории когда-то была досуговая комната — сегодня это склад дорогостоящего оборудования. В помещении буквально простаивают миллионы — несколько спа-аппаратов тоскливо приютились у стенки. Их в "Аралии", во-первых, некуда ставить, а во-вторых, некому на них работать.

Все вышеперечисленное настолько не вяжется с образом  интеллигента, профессора, врача, что кажется — все это наветы озлобленных работников. Но укрытые пленкой агрегаты и впрямь тоскливо стоят по углам бывшей комнаты досуга, которая приветствует входящих выцветающими буквами "Добро пожаловать". Душ-шарко с уродливо развороченным сливом. Сауна — заброшена. Самое мокрое в лишенной гусаков душевой — оставленные при уборке швабры, а входная группа в столовую (точнее, ее отсутствие) весной превращается в веселую капель.

Но если порыться в архивах информ агентств, можно найти счастливых пенсионеров, кружащихся в хороводе (там сейчас склад), уютную комнатку со столиком, телевизором и синеньким кафелем (там тоже склад), полный воды бассейн (сейчас он стоит сухим и пыльным, а по словам сотрудников, еще и от канализации отключен).

Между тем, и отношения в коллективе подтачивает червь недоверия. Главный врач поощряет доносы. Отсюда текучка. На 130 пациентов сейчас, признаются, 3 врача. Катастрофически не хватает медсестер.

— Медсестры бегают из процедурного в процедурный — чтобы всех обслужить. Врачи уже даже не назначают многие процедуры — их просто некому проводить. Оборудование простаивает. Пациенты не получают определенных видов услуг, — рассказывают работники "Аралии". — Он всех выживает отсюда. Был сплоченный коллектив. За два года у нас 160 человек уволилось, а работников всего 80 по штату! Накануне ушло три человека — начальник склада, старшая медицинская сестра и начальник административно-хозяйственного отдела. Рубцов выдавливает людей без объективных причин и документов — нет ни записок, ни докладных, но людей увольняют. Мы неоднократно обращались в трудовую инспекцию, и суд оставался на стороне работников.

— Самое обидное, что там наверху, в министерстве, все прекрасно об этой ситуации знают. Трудовая инспекция в курсе, суды были неоднократно по спорам трудовым, по увольнениям, по зарплате, которая у нас тоже зависит от настроения Рубцова. Но он чувствует за собой могучую спину. Знает, что у него есть министр, который его поддержит, закрывает на все его грехи глаза и чувствует себя безнаказанным. Ничего не боится. А люди здесь зашуганные, запуганные. Мы не можем даже письмо написать коллективное — никто его не подпишет. Все боятся репрессий. Мы в 2013 году на имя министра уже писали письмо с жалобами. Все подписали это письмо. И оно каким-то образом вернулось на стол к Рубцову из министерства. И он увидел всех, кто подписался, и все были благополучно уволены. Никого не осталось. Южно-Сахалинск — город маленький. Слава об "Аралии" распространилась давно. Никто сюда идти не хочет.

— Были у нас врачи из регионов по программе привлечения специалистов. Квартиры и подъемные. Единственному врачу у нас дали квартиру. Из Волгограда вот так и живет у родственников — ни квартиры, ни денег. С Алтая был врач. Рубцов его ни оформил на работу, ни жилья не дал — ушла в шестую поликлинику. Другой врач из Благовещенска — ушел в четвертую.

Такая вот кузница кадров.

— Очень сложно судить о нем как о профессионале. Он не практикующий врач, но в должности профессора. При этом не знает элементарных медицинских терминов, норм, в СанПИН не разбирается вообще. Он систематически отбирает у нас зарплату. В конце месяца собирается на междусобойчик с главным бухгалтером и урезает. На 20-30 тысяч. Просто за то, что косо на него смотрим.

В этом углу миллион

В минздраве Сахалинской области агентству Sakh.com прокомментировали ситуацию в "Аралии".

"Реабилитационный центр "Аралия", известный многим сахалинцам, как санаторий "Аралия", имеет давнюю историю. За все время его существования тысячи сахалинцев смогли поправить в его стенах здоровье, подлечиться и отдохнуть. Также и сама здравница за 35 лет работы стала нуждаться в капитальном "оздоровлении". За все время здесь проводились только косметические ремонты и вносились небольшие интерьерные изменения. В 2013 году с переходом санатория в областное подчинение было принято решение о глобальной реконструкции, касающейся как самого здания — проведения в нем ремонта, оснащения современным оборудованием, так и изменения статуса учреждения — с санатория на реабилитационный центр: с возможностью оказания на его базе большого комплекса услуг по реабилитации различных групп населения, организации филиалов, выездных форм работы и т.д. Большие надежды на исполнение этих планов руководство регионального минздрава возложило на специалиста по курортологии, профессора А.Рубцова, назначенного на должность главного врача учреждения. В итоге был утвержден план (дорожная карта), согласно которому были обозначены основные направления развития медицинской реабилитации в регионе, в который органично вписались и капитальный ремонт здания, и внедрение оборудования, и комплекс медицинских мероприятий.

Техническим заказчиком по капитальному ремонту реабилитационного центра "Аралия" во время проведения капитальных работ являлся УКС Сахалинской области. В его полномочия входит осуществление контроля за соблюдением графика, качества, применяемых технологий, в т.ч. входного контроля проектной документации и подготовки технической части аукционной документации. Министерство здравоохранения Сахалинской области как главный распорядитель бюджетных средств в рамках своих полномочий не может выполнять контроль за соблюдением технических характеристик, заложенных в проект. Но поскольку "Аралия" — лечебное учреждение, минздрав заинтересован в тщательном соблюдении всех требований — технических, сейсмических, санитарно-гигиенических, устройства быта и лечения пациентов и на своем уровне проводит внутриведомственный контроль. Так, по имеющейся информации, в учреждении полностью заменена система водоснабжения в подвале (и частично по первому этажу), теплоснабжения, внутренних сетей электроснабжения, заменена крыша спального корпуса, частично произведен ремонт номеров жилого сектора, установлено специализированное оборудование. Выполненные работы позволили существенно расширить перечень оказываемых услуг — в первую очередь, за счет получения лицензии на медицинскую реабилитацию в условиях дневного стационара. Передовым опытом можно считать внедрение услуг по реабилитации на дому для инвалидов и маломобильных граждан — подобной практики нет на всем Дальнем Востоке. В текущем году такую помощь планируется оказать более 300 жителям Южно-Сахалинска, Корсаковского, Анивского и Долинского районов.

Вместе с тем, в министерстве здравоохранения признают, что состояние некоторых структурных подразделений учреждения до сих пор является неудовлетворительным, к чему привела, прежде всего, несогласованность в действиях лично руководителем учреждения, поспешность в принятии некоторых организационных решений. "Кадровая нестабильность в учреждении — проблема, которая не может не беспокоить руководство министерства здравоохранения. Этот вопрос будет решаться принципиально по всем позициям после возвращения главного врача из отпуска", — сказал министр Александр Зубков.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру