Программа "Стратегия развития Сахалинской области – 2020" претерпела менее, чем за полгода значительные изменения и в перспективе становится базовой для ее продолжения еще на одну пятилетку, до 2025 года с новыми задачами и целями, сообщает корр. ИА SakhalinMedia из Конгресс-холла южносахалинского бизнес-центра "Столица".
Заседание
Фото: Петр Цырендоржиев, SakhalinMedia
- С обновленной стратегией мы объехали практически весь Сахалин, и осталось представить ее на Курильских островах – от севера до юга гряды. В документе сохранены пункты по реализации 24 государственных программ, включенных ранее в стратегию развития области, но добавлены новые задачи. "Стратегия – 2020" предполагает не революционное развитие, а эволюционное. Документ, который мы предлагаем для обсуждения – дышащий, живой, - сказал заместитель председателя регионального правительства Сергей Хоточкин на заседании "круглого стола", инициированного Общественной палатой области.
Сергей Хоточкин и Владимир Иконников
Фото: Петр Цырендоржиев, SakhalinMedia
Прежде всего, цель, которую поставило правительство единственного в России островного края – создание благоприятной и комфортной среды обитания для жителей региона, который находится в экстремальной зоне. Для этого в течение предстоящих пяти лет необходимо капитально отремонтировать крыши более чем 2,8 тысячи крыш многоквартирных домов, свыше 980 фасадов таких жилых зданий.
Благодаря доходам от реализации сахалинских нефтегазовых проектов, которые остаются основными в доходной части профицитного бюджета области, значительные средства направляются на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства и строительство нового жилья. До 2020 года в области будет построено более 1,1 млн квадратных метров жилой площади для 125 тысяч сахалинцев и курильчан. При этом региональное правительство предпримет все меры для сдерживания темпов роста цен на квартиры. Также в конце 2020 года будет ликвидировано такое понятие, как "ветхое и аварийное жилье" в Южно-Сахалинске, так как согласно "Стратегии-2020" предстоит построить свыше 79 тысяч квадратных метров для жильцов домов, подлежащих сносу.
Другая важная задача – глубокая модернизация системы здравоохранения области. За пять предстоящих лет на Сахалине и Курилах будет построено 39 новых объектов. Например, областной перинатальный центр, новый хирургический блок в областной больнице, каньон в онкологическом центре. В муниципальных образованиях будет реализована программа воссоздания фельдшерско-акушерских пунктов.
В зале
Фото: Петр Цырендоржиев, SakhalinMedia
На заседании "круглого стола" озвучили и масштабные задачи по коренной модернизации транспортной инфраструктуры островов. Будет продолжено асфальтирование дороги южно-Сахалинск – Оха, чтобы эта транспортная артерия надежно соединила юг и север острова, к каждому населенному пункту области должен быть "подведен" асфальт. Помимо этого. В течение пяти лет будет "расшита" Сахалинская железная дорога до общероссийского стандарта взамен старой японской колеи, чтобы навсегда уйти в порту Холмск от смены колесных тележек вагонов, поступающих на остров с материка.
- С этим связано и строительство до 2020 года двух новых паромов, переговоры в профильных министерствах проводятся, но в это нужное для жителей островного края дело вложится и областной бюджет. Будут модернизированы причальные комплексы в порту Холмск, чтобы оперативно обрабатывать грузы, поступающие с материка и отгружаемые с Сахалина, - отметил Сергей Хоточкин. – Не осталась без внимания и авиация. Помимо строительства нового аэровокзала в Южно-Сахалинске, будут капитально отремонтированы взлетно-посадочные полосы не только в главной воздушной гавани области, но и в аэропортах местного значения – в Охе, Ногликах, Зональном и Шахтерске.
Наталия Куприна, Сергей Хоточкин, Владимир Иконников и Андрей Коваленко
Фото: Петр Цырендоржиев, SakhalinMedia
Немало внимания уделено развитию на острове нефтехимии и переработке газоконденсата. По словам зампреда правительства, Рнефть пока "думает куда направить средства – на строительство нефтеперерабатывающего завода на Сахалине, с его потребностью примерно в 800 тысяч тонн топлива различных марок, или капитальный ремонт нефтепровода с севера острова через Татарский пролив в Комсомольск-на-Амуре". Также областное правительство рассчитывает, что Газпром начнет масштабное освоение Киринского газоконденсатного месторождения.
Впрочем, в 30-минутном выступлении-презентации "Стратегии развития области – 2020" Сергей Хоточкин коротко остановился и на других проектах, которые должны преобразить островной край в сторону его привлекательности не только для инвестиций, но и притока на Сахалин и Курилы молодой квалифицированной рабочей силы. Любопытно и то, что в области туризм постепенно становится отраслью экономики - Сахалин стал местом для въездного круизного туризма наряду со Владивостоком и Санкт-Петербургом, с которыми конкурирует уже сегодня за счет заходов в порт Корсаков океанских лайнеров. Для увеличения доходов и привлечения еще большего количества иностранных и российских туристов планируется глубокая модернизация порта Корсаков – от строительства комфортабельного морского вокзала и реконструкции причалов, до дноуглубительных работ в ковше порта.
Словом, предстоит сделать много и, похоже, что начавшаяся несколько лет назад реализация программы "Стратегия развития области - 2020", разработанной с учетом прогнозов получения в областной бюджет доходов от нефтегазовых проектов, которые вышли два года назад на самоокупаемость, а инвесторы возместили свои расходы, будет корректироваться еще не раз. Например, в новой редакции документа уже появилось такое понятие, как ТОРы, то есть разработанная в прошлом году минвостокразвития РФ концепция по созданию на Дальнем Востоке территорий опережающего развития.
В области теперь планируют учредить пять таких инвестиционных зон - на Курилах и четыре на Сахалине. Традиционно, они будут развивать аграрный сектор для повышения продовольственной безопасности области и обеспечения населения свежими продуктами собственного производства. Любопытна идея наделения статусом ТОР горнолыжного комплекса "Горный воздух". В ее развитие предполагается инвестировать 9,9 млрд рублей до 2020 года, обустроить новые горнолыжные трассы и довести их количество до 21-й общей протяженностью 45 километров. По замыслу разработчиков обновленной стратегии, то и гостиница "Санта Ризот отель" должна стать своеобразным сахалинским горнолыжным шале, как в Альпах. Трассы планируется протянуть на север, к городскому водохранилищу "Рогатка", откуда до гостиницы рукой подать.
Словом, предстоящие пять лет предполагают интенсивное строительство на островах новых объектов как социальной, так и промышленной инфраструктуры. Причем самым крупным из них является строительство Сахалинской ГРЭС-2 и Сергей Хоточкин выразил надежду, что проект не будет заморожен.
В ходе заседания "круглого стола" инициативные жители Южно-Сахалинска задавали вопросы, касающиеся различных сторон жизни как областного центра, так и в целом региона.
Вопрос из зала
Фото: Петр Цырендоржиев, SakhalinMedia