Скандал в заливе терпения

Скандал в заливе терпения
Фот: citysakh.ru

– Слава богу, до стрельбы дело не дошло, – говорит мэр портового города Александр Радомский и добавляет: – на моей памяти это уже третья попытка. Первая была примерно семь лет назад с участием господ из Южной Кореи. Летом прошлого года приезжали уже соотечественники с материка, но тогда все закончилось вроде бы мирно. И вот – очередное противостояние привело к тому, что сейчас порт фактически контролируют новые люди. Хотя, считаю, спор хозяйственных субъектов должен решаться цивилизованно и исключительно в суде.

Глава Поронайска добавил, что на горизонте уже были иностранные инвесторы, ведь порт представляет интерес для многих, в том числе для тех, кто обслуживает сахалинский  шельф, но затянувшиеся разборки не способствуют восстановлению портового хозяйства и началу  работ...

Прошлогодние баталии

Напомним, в конце июня прошлого года многие СМИ сообщили о корпоративном конфликте: Алексей Ферт, представившийся новым директором, не попал на рабочее место, столкнувшись с противодействием охраны (и прежнего руководства). Порт убыточен, но представляет интерес как потенциальная база обслуживания буровых платформ с шельфа Сахалина, говорят эксперты.

Новый директор ООО «Морской порт Поронайск» и ООО «Поронайский стивидор» (Сахалин) Алексей Ферт, избранный на эту должность советом директоров, не смог в понедельник попасть на рабочее место: «ворота порта оказались заваренными», внутри на территории после проходной находились около 20-30 незнакомых людей, «вооруженных палками и дубинками», которые «в достаточно агрессивной форме потребовали покинуть территорию порта, заявив, что они нас считают рейдерами».

Алексей Ферт написал заявление в горотдел внутренних дел, которое, по его словам, приняли и зарегистрировали, но «оказать какой-либо помощи не смогли или не захотели».

Тогда, прошлым летом, Роман Белоусов, представившийся СМИ председателем  совета директоров порта, заявил, что причиной замены гендиректоров на Алексея Ферта стали «неэффективность предыдущего менеджмента, отсутствие финансовых результатов, постоянные убытки, постоянные конфликты со всеми контрагентами, отсутствие перспектив развития порта». По его словам, долги перед подрядчиками, проигранные в арбитражах, достигают пяти миллионов рублей. Кроме того, уже не первый год обсуждаются планы по реконструкции порта, в которую на первом этапе предполагалось вложить около 400 миллионов долларов. Но сейчас точная стоимость инвестирования неизвестна: «Когда планировали,  получали документы на порт одни, а выяснилось, что там сейчас в основном руины, пригодны к использованию только два или три небольших склада».

Ранее, сообщала пресса, Дальневосточный НИИ морского флота предварительно договорился с руководством порта Поронайск о проведении к осени «серьезного экономического исследования, чтобы, опираясь на него, предлагать что-то конкретное». 

– К сожалению, там грузооборота никакого нет, условия очень сложные, мелко, флота портового практически не осталось, – говорил заместитель директора института Евгений Новосельцев. – Поронайск – ближайший порт к сахалинскому шельфу, здесь можно сделать базу для ликвидации аварийных разливов и обслуживанию буровых платформ, последняя сейчас расположена в Холмске, подчеркивал эксперт.

Исполняющий обязанности капитана порта Поронайск Александр Платонов в то время заявлял  СМИ: «Ничего не произошло, никакого нового руководства нет. Все нормально, работает все по-прежнему: как было, так и есть». Точку, конечно, должен поставить суд. Ведь бизнесмен из Москвы и несколько  сахалинских предпринимателей продолжительное время борются за будущие инвестиции в перспективный порт в заливе Терпения.

Как «отжимали» порт

– В 2013 году, – рассказывает Сергей Сварчевский, считающий и сегодня себя гендиректором порта, – по нашей просьбе Роман Белоусов, с которым мы познакомились в Питере, когда искали инвесторов, – зарегистрировал ряд компаний в офшорных зонах, дабы облегчить, как нам объяснил, налоговое бремя  порта. Из них –                                                                                                                                               головная компания «Poronai Holding LTD» (BVI), первым директором и авторизованным лицом компании стал Роман  Белоусов, акционерами компании стали четыре человека:  Денис  И – 30%, Сергей Сварчевский  – 30%, Виктор Сварчевский – 30%  и Роман Белоусов  – 10%.                                                                                                                      

По его словам, после прихода акционеров в компанию Роман Белоусов не снял с себя полномочий директора, как положено по уставу, а продолжил руководить.  Как и каким образом он себя назначил без участия остальных акционеров, стало известно лишь когда получили копии в компании Totalserve (уполномоченный секретарь на Кипре). Так же была зарегистрирована еще одна компания на Кипре «Poronai Stevedore LTD» (директор Вадим Коваленко – человек Романа Белоусова, и авторизованным лицом этой компании стал Роман Белоусов). Она стала подконтрольна головной компании «Poronai Holding LTD».

Далее российское предприятие ООО «Поронайский стивидор» – директор Виктор Сварчевский (учредители: Виктор Сварчевский – 53%, Денис  И – 47%) передали 100% долей (100% имущества Поронайского порта) кипрской компании «Poronai Stevedore LTD» таким образом, чтобы назначать директоров (или продавать акции) необходимо было решением акционеров BVI.

– В конце 2013 года мы сменили директора кипрской компании на Евгения Ильина. Далее Роман Белоусов предложил заключить Акционерное соглашение для инвестиционного проекта, – продолжает Сварчевский. – Мы подписали на последнем листе, но когда он попросил заверить нотариально, то обнаружили замену текста в соглашении.  Пояснять нам о случившемся он не стал, в марте 2015 года мы решили вернуть акции «Поронайского стивидора» и разорвать отношения с таким партнером. Но уже в апреле Роман Белоусов подделал наши подписи и сменил директора на Кипре «Poronai Stevedore LTD» на Вадима Коваленко и далее произошла смена директора в России – в ООО «Поронайский стивидор» – Алексей Ферт (человек Романа Белоусова).  Затем  попытались захватить морской порт Поронайск. 

После этого Сварчевские обратились в арбитражный суд Сахалинской области с обременением на имущество, но арбитражный судья не стал накладывать арест на имущество, так как учредитель 100% является зарубежная компания  «Poronai Stevedore LTD» и потребовал доказательства о мошенничестве с их стороны.   

– Проблема в том, что суд просто не углубился в подробности принятия решения акционерами кипрской компании, – считает Виктор Сварчевский. – Необходимо ведь было понять, кто дал им добро на все действия. Этого сделано не было, потому вопрос и остается нерешенным до сих пор.

После некоторых консультаций братья решили обратиться в суд Кипра о запрете действий с имуществом на всех предприятиях и призвать к ответственности виновных. В конце июня 2015 года Роман Белоусов, зная о том, что у них есть инвестор, предложил выкупить проблему, которую он же и создал, за определенные отступные. Пока велись переговоры, готовились документы, Белоусов и его команда провели ряд сделок по имуществу ООО «Поронайский стивидор», суть которых показывает опубликованная схема (см. выше).

– За период с 22 июня 2015 года и по 25 декабря 2015 года, пока шли переговоры с Белоусовым по возврату предприятия ООО «Поронайский стивидор» и оплаты отступных за предприятие, новый директор ООО «Поронайский стивидор» Алексей Ферт заложил имущество за 40 миллионов рублей компании «Poronaiseaport Holding LTD» (Кипр), созданной Белоусовым в 2015 году (100% акций у Белоусова Р. О.), – говорит Виктор Сварчевский. – Далее Белоусов  с назначенными им же директорами Коваленко и Фертом  совершили действия по продаже всего имущества предприятия ООО «Поронайский стивидор» в пользу ООО «Поронайский порт» (г. Санкт-Петербург), а также 100% долей в пользу ЮК «Юринформбюро» (г. Санкт-Петербург). В итоге в 4.30 первого февраля 2016 года был совершен захват предприятия (Поронайский порт) под руководством Алексея Ферта.

Интересно, что у представителей стороны, которую обвиняют в рейдерском захвате, есть свой вариант этой истории. Алексей Ферт через некоторые сахалинские СМИ заявлял, что порт был буквально развален, что бывшие его владельцы загнали предприятие в долги, которые они сейчас погасили.

Вот только выглядят подобные заявления странновато и не убедительно. Согласитесь, зачем вот так, нахрапом, заходить в «чужой дом»? Неужели, чтобы гасить чужие долги? Впрочем, мы ничего не утверждаем. Это не наша прерогатива. Разбираться в этом вопросе, как нам кажется, должны компетентные органы. Например, следственный комитет или прокуратура.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 10 февраля 2016

Заголовок в газете: Поронайский порт, возможно, захватили рейдеры

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру