За рулем сверстницы
Спортивная динамика и здоровый дух соперничества сопровождали зимний этап кольцевых автогонок, прошедший на аэродроме «Пушистый» в Корсаковском районе. Несмотря на наступившую календарную весну, на улице было ветрено и по-зимнему холодно. Тем не менее, отсутствие тепла не повлияло на зрительский интерес – поддержать спортсменов прибыли тысячи болельщиков.
После обязательного заключения медиков на старт вышли водители 48 машин, по 16 в каждом из трех классов: одноосные, двуосные легковые отечественные и иностранные автомобили, машины с полным приводом и турбированным двигателем.
Победителей воскресных ралли судья первой категории Юлия Кельнер определяла по олимпийской системе. Участники заездов волновались. Кто-то, не справившись с нервными нагрузками и особенностями управления на сложном снежном покрытии, вылетел с трассы задолго до финиша. Те, кто повыносливее, несмотря на трудности, смогли притормозить за контрольной чертой.
– Аварий или серьезных заносов не случилось, – рассказывает Юлия. – Правда, совсем без происшествий не обошлось. Одному автомобилю, чтобы освободится от снежных тисков, потребовалась помощь погрузчика. Другому, не удержавшемуся на трассе и перелетевшему через бруствер, теперь нужна помощь жестянщика.
Лидером авторалли в классе «болид с моноприводом» в разряде «управление в заносе» стал Степан Куленко, выступавший на детище японского автопрома – «Ниссан-Цефиро-Сильвия».
– Машинка, конечно, старенькая, 1988 года выпуска, – улыбается запыхавшийся победитель, – но приносит удачу. Во всяком случае мне, мы с ней одного года и месяца выпуска.
Степан в автогонках с 2012 года. Основываясь на собственном опыте, он без посторонней помощи готовил, практически собирал заново, повидавшую многое машину к зимнему этапу кубка центра технических видов спорта.
– Все делаю сам, – говорит сахалинец. – Нелегко, конечно, но надежно. Во всяком случае, конструктивные особенности усовершенствованного автомобиля мне подконтрольны.
Как опытный автогонщик, парень оснастил городской седан жесткой подвеской и прочими техническими наворотами. За счет этого автомобиль бизнес-класса «Ниссан-Цефиро-Сильвия» стал потяжелее и поприземистее своих неспортивных собратьев. Значит, более устойчивым и более управляемым в заносах.
Удачный дебют
Первое место среди авто с полным приводом и атмосферным двигателем занял сахалинский ветеран зимних состязаний Сергей Синев.
– Я истинный фанат автомобилей и спорта, – поделился он. – Соревнуюсь с 2009 года. До 2011-го чаще всего выезжал на «Субару» или «Ниссан-Скайлайн». На последнем победил и теперь. Вообще, у меня в гараже за это время «погостили» восемь машин. Ни одна не подводила.
Как рассказал Синев, в прошлые годы зимние авторалли проходили на аэродроме в селе Старорусское. Правда, они были менее масштабными и зрелищными, чем нынешние.
Наверное, больше всего автогонки запомнятся дебютанту состязаний Андрею Шарапову. 25-летний южносахалинец отлично начал спортивную карьеру – показал высший класс вождения турбированного автомобиля. Его «Тойота-Карина-ЕД» 1994 года выпуска финишировала первой. Друзья призера, прибывшие поддержать начинающего гонщика, охрипли, подбадривая парня. Они и не подозревали, что станут свидетелями судьбоносного старта для близкого им человека.
– Впечатлений масса, – почти кричит от радости Андрей, прижимая к груди заветный кубок чемпиона. – Все здорово! Зрители добродушные и заводные, организаторы – молодцы. Поработали с трассой, постарались. Вообще, меня отговаривали участвовать, просили пожалеть «тачку». Но я рискнул и не прогадал.
Его старенькая «Карина», совсем не усовершенствованная, заводской комплектации, показала свою жизнестойкость и не подвела заботливого хозяина. Андрей говорит, что не собирался становиться автогонщиком, просто хорошо подготовил машину к зиме. Разве что колеса помягче поставил для лучшего сцепления со снегом.
Следить за железным другом, вовремя менять масло и так далее – неизменное правило Андрея Шарапова, водительский стаж которого чуть меньше десяти лет. Нынешняя «Тойота» – это его третий автомобиль и первый, принесший чемпионскую награду.
– Я уже решил, что и впредь буду участвовать в соревнованиях, – говорит он. – Но, скорее всего, только в зимних этапах. Не знаю, почему, но меня больше будоражат гонки по заснеженной трассе, чем ралли в пыли. Есть что-то особенное в сочетании предельной скорости с крутыми и скользкими виражами.
Соревнования прошли без эксцессов и собрали около двух тысяч зрителей.
– Тем не менее, – заявляет директор центра технических видов спорта Дмитрий Третьяков, – прошедшее зимнее ралли – это еще не соревнования в полном смысле слова. Скорее, массовое мероприятие, состязание единомышленников и некий предвестник всего глобального, что еще может быть в областном автоспорте.