Путевки на мировую жемчужину теперь продают через туроператоров

Путевки на мировую жемчужину теперь продают через  туроператоров
Фото: Sakh.Com

 Теперь  принимаемые меры  призваны снизить риск возможных накладок при путешествии  групп на чудо-остров. Заключены  договора с двумя турфирмами, которые будут формировать группы для посещения острова и продавать путевки. Доставкой туристов займутся два судна - «Святитель Николай» (проезд на нем будет стоить пять тысяч рублей в один конец) и «Лагуна», которая выйдет на линию после ремонта. Об этом сообщил руководитель агентства по туризму Олег Маямсин. Вместе с ним в брифинге, посвященном повышению транспортной доступности привлекательных территорий Сахалинской области, участвовал  министр транспорта и дорожного хозяйства региона Владимир Дегтярев, коснувшийся улучшения пассажирского сообщения и с другими нашими островами - Курильскими.

«Это круче Парижа»

Пока длится встреча чиновников и журналистов, сделаю небольшое отступление. Мой добрый друг из Сахалинского гидромета, Александр Наумов, не раз посещавший все острова региона, где размещались метеостанции, как-то раскритиковал расхожее выражение писателя Эренбурга «увидеть Париж и умереть». И пояснил мне свою точку зрения так: нет ничего на свете прекраснее острова Монерон.

Однажды судьба улыбнулась, и я смог в этом убедиться воочию. Но об этой истории подробнее как-нибудь в другой раз. А вот  некоторыми ощущениями поделюсь. Тем более до недавних пор попасть туда простому туристу практически было невозможно.

Из самых сильных ощущений: клочок суши, окруженный прозрачной водой с аквамариновым отливом (это, если кто забыл,   цвет флага Сахалинской области), мне показался дивным,  таинственным и малоизученным. А неутомимый исследователь Наумов добавил, что загадок и тайн здесь даже больше, чем на острове Матуа, где заканчивается научная военная экспедиция России. Но перенаправлять ее в природный заповедник остров Монерон лично я бы не спешил: совсем не хочется тревожить здешнюю девственную природу.

Официально же о существовании острова-жемчужины мир узнал от японцев в XVII веке: некий самурай Мураками Хиронори указал его на штурманских картах. И долгое время он считался почти необитаемым (хотя обнаружено несколько древних стоянок). Но кто здесь жил – гадаем до сих пор. И волнуемся, к примеру, у рукотворной древней ямы «исполнения желаний», аккуратно окруженной плотно уложенными камнями. Если вам повезет с ней столкнуться, надо не растеряться и вспомнить мечту всей жизни, затем решительно пристроить свою пятую точку в центр, закрыть глаза и возжелать... Потом ждать обязательного исполнения.

Остров открыли еще раз уже французы – через сто лет. И нанесли его на европейские мореходные карты. Великий мореплаватель Жан-Франсуа де Лаперуз в 1787 году дал свое имя  проливу, разделяющему Сахалин и Хоккайдо, но не только. На географической карте островной области до сих пор французские названия: мыс Крильон, гора Ламанон, пик де Мартинер, залив Жонкиер, гавань Де-Кастри... Это все Лаперуза наследие.

А когда корабли французской экспедиции «Буссоль» и «Астролябия» набрели на уединенный остров, граф де Лаперуз и для него нашел подходящее имя – в честь одного из своих офицеров.

А новое имя не прижилось

Самую первую достоверную карту Монерона сделали уже в 1867 году русские гидрографы. И нанесли остров на карту Российской империи. Руководил экспедицией лейтенант Старицкий, именем которого названа самая высокая вершина острова.

Но русской эта земля была недолго – после поражения в русско-японской войне остров отошел к Японии, получил название Кайбато. После капитуляции самураев в 1945 году он вернулся в родную гавань с историческим именем Монерон. Сегодня в погожий день отсюда можно увидеть и сахалинский город Невельск, и японский остров Рисири. И наткнуться после шторма на детскую игрушку, прочую мелочь, которую прибивает от соседей волна. И просто коснуться морской звезды или ежа, которых у побережья – россыпи. Для дайвинга лучшего места и нет.

Японский же период здесь окутан еще более жгучими тайнами, чем остров Матуа.

– Есть подозрение, здесь тоже была секретная база подлодок, заходили и субмарины тогдашнего союзника Японии – фашистской Германии, – рассказывает часто гостивший на острове по делам службы Наумов. – Судя по всему, имелась школа пловцов-диверсантов. Сюда с Сахалина японцы провели почти 45-километровый телефонный кабель по морскому дну Татарского пролива. Зачем – пока можно только гадать. Уж не для связи ли с  рыбацким селом, существовавшим, полагаю, больше для отвода глаз.

И сегодня можем наткнуться на мощные бетонные инженерные конструкции, полюбоваться старым маяком. Увидеть необъятные пугающие воображение гроты, уходящие вглубь острова. А вот о  военных операциях на Монероне, даже в 1945-м, ничего не известно. Засекретили? Но и сегодня можно обнаружить безымянные могилы с пятиконечной звездой. Да, в начале 90-х здесь еще была наша рота связи (соседствуя с маячниками и метеослужбой). Но не думаю, что это она теряла солдат – когда при мне один срочник заболел, за ним оперативно выслали корабль, чтобы доставить на материк...

В советское время здесь однажды сильно трясло, в 1971 году  монеронское землетрясение изменило даже рельеф острова. А в 1983-м вблизи Монерона летчик-истребитель Геннадий Осипович сбил печально известный южнокорейский Боинг-747... Но нам  самое время вернуться в зал  и послушать чиновников, с которых  начали этот материал: они обещают улучшить транспортное сообщение внутри единственной в нашей стране островной области.

«Пингвин» поможет тоже

Министр транспорта и дорожного хозяйства региона Дегтярев сообщил: на Монерон, возможно, начнет курсировать еще одно судно – комфортабельный «Пингвин-33». Этот современный катамаран арендован Сахалинским морским пароходством, чтобы дважды в неделю перевозить пассажиров на линии Корсаков –  Вакканай – Корсаков.

– Сейчас мы прорабатываем вопрос, как это судно (оно под иностранным флагом, зафрахтовано в Сингапуре) использовать и на маршруте Сахалин – Монерон, – говорит Владимир Дегтярев. – В этом году на Монероне уже успели побывать 130 человек из  370, купивших путевки.

– Последние приобрели через турфирмы почти 300 человек. Еще   около 60-ти ими обзавелись иным путем, решив попытаться путешествовать на свой страх и риск морским  «автостопом». Поэтому предсказуемо столкнулись с транспортной проблемой. Сейчас стараемся решить возникшие вопросы с каждым индивидуально, – подчеркнул глава островного агентства по туризму Олег Маямсин.

Популярно у туристов и курильское направление (а надо еще и жителей, и сезонных рабочих перевозить). На линии, соединяющей обитаемый, в отличие от Монерона, архипелаг и Сахалин, обычно действуют два грузопассажирских теплохода. Однако в последнее время ситуация резко осложнилась из-за поломки «Полариса», ветерана флота. Впрочем, по словам министра, вопрос решаем за счет увеличения частоты рейсов оставшегося в строю парохода «Игорь Фархутдинов». В августе он совершит вдвое больше рейсов. Ходить пассажирское судно будет не как раньше – с заходом на один курильский остров и обратно, а по кругу, охватывая  несколько островов.

В результате, по оценке минтранса, если два судна перевозили 3900 человек, то одно в новом режиме доставлять будет всего на сотню меньше. Зато ещё до двух тысяч пассажиров в месяц берут на себя самолёты.

– Но пока не сможем продавать билеты на пароход с Курильских островов, – предупредил Дегтярев. – Раз движемся по кругу, то вынуждены ходить по фактической погоде. Если в Южно-Курильске, к примеру, шторм – меняем порт захода и движемся  на Итуруп, выгружаем людей, потом идём на Шикотан и опять в Южно-Курильск. Поэтому билеты на пароход станут продавать по приходу.

Местные администрации, по его словам, сами формируют списки выезжающих, в том числе первоочередников, на все виды транспорта. Если людей много, особенно в период путины, минтранс вводит дополнительный рейс или принимает иные меры.

Сложности возникают во время путины, потому что ход рыбы непредсказуем – люди сначала едут на добычу, а потом могут в один момент массово хлынуть назад.

– У нас в большей степени – это социальная перевозка, надо понимать, что запаса прочности практически не было, – пояснил Владимир Дегтярёв. – Поэтому сейчас закупаем новые самолёты, реконструируем аэропорты, чтобы снять напряжение.

И это не все: с 29 июля авиакомпания «Аврора» увеличивает количество рейсов на Курилы. Самолеты станут летать не шесть, а семь раз в неделю на Итуруп. И на Кунашир вместо пяти станет шесть рейсов.

– Рассматриваем возможность пустить на Курилы самолеты большей вместимости, вместо нынешних 50-местных будут летать суда, рассчитанные на 75 пассажиров, – добавил Дегтярев.

Впереди туристов ждут и совсем не открытые ими острова, начиная с Тюленьего.

СПРАВКА МК

В 2012 году на Итуруп перевезли 11 тысяч человек, в 2013-м – столько же, в 2014-м, когда сдали новый аэропорт, – 12 тысяч, а в 2015-м – уже 19 тысяч человек. За первое полугодие 2016 года на остров доставлено 10 тысяч пассажиров, прирост к прошлому году – 43 процента.

МЕЖДУ ТЕМ

«…Мы продолжали следовать вдоль берега, находясь от него в двух лье, и заметили на юго-западе маленький безжизненный островок, образующий с Сахалином пролив шириной около шести лье. Я назвал его Моннерон в честь инженера-офицера нашей экспедиции», – так  просто описал свое открытие Лаперуз. Инженер Поль Моннерон  сделал и первое картирование «своего» изумрудного острова. Подробностей мы уже не узнаем: спустя год экспедиция Лаперуза передаст через британских моряков последнее сообщение на родину. После 1788-го больше ее уже никто не видел: два судна таинственно сгинули у небольшого и почти необитаемого острова Ваникоро в Тихом океане. Очень похожего, особенно сверху, на наш Моннерон.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 20 июля 2016

Заголовок в газете: К тайнам острова Монерон

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру