Область на островах показала неплохой экономический рост

Грамотная экономическая политика

И два, и три года назад наш регион гнал углеводороды за рубеж, получая свою приличную маржу в бюджет, на зависть многим. О развитии экономики мало думали. Однако, анализируя пройденное за минувший год, впору приятно удивиться: сделано больше, чем за иную пятилетку советской еще закваски.

Грамотная экономическая политика
Фото: ТИА Острова

Особенно на селе и рыбной ниве, в туризме и спорте. А еще народ сказал «нет» многоуровневой системе управления в муниципальных образованиях, где каждый «со своим уставом», тянет одеяло на себя: глава и председатель райсобрания, мэры. Междоусобным войнам, как это было до недавних пор в Углегорском районе, положен конец: два города теперь – под единым началом и бюджетом. В уходящем году вернули и украденный ранее целый час. Открыли первую газовую заправку, ставшую предтечей чистого воздуха и экономии городских денег. Впрочем, если перечислить все,  не хватит газетной полосы. Остановимся на некоторых знаковых перекрестках.

Территории взлета

В уходящем году стартанули две островные территории опережающего развития (ТОР) – «Южная», «Горный воздух», на очереди  третья – «Курилы». И каждая по-своему уникальна. Первая, например, нацелена на подъем вчера еще загибающегося сельского хозяйства. Уже в 2017 году заработают три высокотехнологичных животноводческих комплекса. При выходе на проектную мощность в общей сложности в них будут содержаться почти 53 тысячи голов животных.

Впервые на острове применят технологии беспривязного содержания крупного рогатого скота и интеллектуальной системы кормления свиней. Новые производства, а речь идет о современной молочно-товарной ферме на тысячу коров в селе Раздольное Корсаковского района, животноводческом комплексе в Троицком и второй очереди свиноводческого комплекса в Таранае Анивского района, позволят существенно увеличить выработку  и мяса, и молока. К слову, в Раздольном возвели и первые десять домов из намеченных полусотни для животноводов.

В окрестностях упомянутого Троицкого, на базе совхоза «Южно-Сахалинский», растет  здание нового молочного завода, строятся телятники и доильно-молочный блок.  Следующим летом сюда завезут первых буренок. Комплекс будет вмещать 1900 голов дойного стада. Вторая мегаферма поднимется на базе совхоза «Комсомолец».

– На двух комплексах круглый год будет 3800 голов дойного стада. Планируем ежегодно перерабатывать до 33 тысяч тонн молока, – поделился планами управляющий директор компании «Грин Агро-Сахалин» Богдан Хилько. – Производить станем свыше 22 тысяч тонн кисломолочной продукции и 450 тонн мяса в год. Этот прирост обеспечат  почти пятьсот новых работников.  

За три года  предстоит ввести в работу пять животноводческих комплексов на шесть тысяч голов дойного стада. Тем самым увеличив производство молока на 43,5 тысячи тонн.

После лихолетья

Впечатляет программа и компании «Мерси Агро Сахалин». Ежегодно предприятие намерено поставлять на региональный рынок около пяти тысяч тонн охлажденной свинины – это примерно в пять раз больше нынешних объемов. Сейчас полным ходом строится вторая очередь свинокомплекса на 50 тысяч голов. С ростом поголовья увеличиваются и мощности системы водоочистки – с 30 до 170 кубометров в сутки. А еще здесь намерены построить собственный мясоперерабатывающий завод, наладив выпуск деликатесов.

– В островной области это первая площадка, где применим технологию «wean to finish», при которой поросята сразу после отъема от свиноматки переводятся в помещение, где и станут набирать желаемые рыночные килограммы, – рассказывает Алексей Пахомов, генеральный директор «Мерси Агро Сахалин». – Животные испытывают меньше стресса и лучше набирают вес. Для каждого из них автоматическая система подберет оптимальный рацион. Уже построили и собственную станцию водоподготовки.

Во второй очереди свинокомплекса примут животных следующей весной, а осенью ждем первую продукцию. После десятилетий упадка отрасль постепенно расправляет плечи. На прилавки теперь поступает до двух тысяч тонн свинины от местных товаропроизводителей, а к 2020 году эта цифра вырастет в шесть раз – до 12 тысяч тонн, полностью закрыв потребности.

И воздух гор

Что касается комплекса «Горный воздух», то за  2016–2018 годы здесь построят пять канатных дорог общей протяженностью 10 километров и 22 километра горнолыжных трасс. Уже возведены лыже-биатлонный центр, водноспортивный комплекс, созданы экологические пешие и тропы для верховой езды. Планируется создать четыре взаимосвязанные турзоны, соединенные автомобильными и канатными дорогами, горнолыжными трассами. Все – мирового уровня.

Кроме того, разрабатывается проектная документация по системе искусственного оснежения склонов и по строительству подъездной автомобильной дороги к северо-западному подножию горы Красной, а также по канатной дороге на южном склоне этой горы. Все работы идут с опережением графика.

В планах – и туристический комплекс на западном побережье Сахалина. До 2020 года нужно построить базу отдыха, яхт-клуб, дайвинг-центр, создать пляжную зону, приобрести пассажирские и прогулочные суда.

Новая энергетика

Похоже, окончательно кануло в Лету и время из недобрых 90-х и начало нулевых, когда мы часами, а то и сутками, сидели при свечах и огарках. В регионе формируется энергетика, основанная на современных технологиях.

В текущем году введены в эксплуатацию сразу несколько крупных объектов: высоковольтные ЛЭП в Южно-Сахалинске и Аниве, построена новая подстанция в Невельском районе. Еще пять подстанций прошли полную модернизацию. Наконец,  главное: возводятся первая очередь Сахалинской ГРЭС-2 в Ильинском и геотермальной электростанции на Кунашире. Увеличены мощности дизельных электростанций на всех Курилах.

Острова становятся ближе

Почти 14 миллиардов рублей  область «отстегнула» на решение проблемы транспортной доступности наших островов в 2016 году. Деньги идут на возведение нового аэровокзала в Южно-Сахалинске, покупку самолетов и строительство морских судов для сообщения между материком, Сахалином и Курилами.

Четыре миллиарда рублей пойдут  на строительство двух грузопассажирских морских судов, которые будут курсировать между Сахалином и Курилами. За пару миллиардов приобретут два авиалайнера для лучшей связи с Курилами. Еще четыре пойдут на софинансирование строительства двух железнодорожных морских паромов на отечественных верфях. Плюс – восстановление в ближайшее время «Полариса»...

Два берега одного пролива

Совсем недавно, казалось, замерла не только островная область, но и вся Россия, ожидая, чем закончится визит нашего президента в Японию: «уплывут» от нас Южные Курилы или нет? Здравый смысл победил. Зато на полях международного саммита решено крепить деловые контакты  между Хоккайдо и Сахалином с Курилами. На последних предполагается и совместная экономическая деятельность. Глава области Олег Кожемяко предложил губернатору префектуры Хоккайдо Харуми Такахаси в ближайшее время обсудить конкретные планы уже на нашей территории.

Вспомним, во время официального  визита Владимира Путина в Японию (15–16 декабря)  озвучена целая серия шагов навстречу друг другу. К примеру, правительство соседней страны объявило о смягчении требований выдачи виз. Наряду с однократными вводятся многократные сроком действия три года. Россияне смогут посетить Японию любое количество раз в течение этого периода, но каждая поездка предполагает пребывание в стране не более 30 дней. При этом увеличивается и срок действия многократных деловых виз – с трех до пяти лет. Российская сторона с нового года также вводит меры по упрощению визового режима для японских граждан. Новые правила вступают в силу с первого января 2017 года.

С учетом недавних решений лидеров двух государств  и строился разговор между губернаторами. Речь шла о возобновлении регулярного паромного сообщения на линии Корсаков – Вакканай, снижении стоимости авиабилетов для туристических групп, посещающих Японию. А по ранее достигнутым договоренностям есть и результаты. Например, в Южно-Сахалинске воплощены совместные проекты: построены «Хоккайдо центр» со скейт-парком и крытым теннисным кортом, 40-квартирный жилой дом по улице Комсомольской, 186. При строительстве межмуниципальных дорог на Сахалине начато применение полимерных битумов по японской технологии. В Невельске проведено берегоукрепление, построена набережная. При участии японских специалистов проектируются объекты рыбного кластера в порту Корсакова. В сфере медицины (на условиях государственно-частного партнерства)  планируется создать на Сахалине центр по диагностике и лечению онкозаболеваний.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №1 от 28 декабря 2016

Заголовок в газете: Сахалинский прорыв

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру