Денис Черепанов дебютировал в составе ПСК "Сахалин" в третьем матче серии против "Ниппон Пэпер Крейнс". Дебют удался. О первых впечатлениях от сезона в Азиатской лиге, детских переживаниях и увлечении историей Древней Руси Денис рассказал в интервью для ИА Sakh.com.
— Денис, ты из хоккейной семьи. Твой отец тоже был вратарем. Я правильно понимаю, что вопрос выбора будущей профессии перед тобой не стоял?
— Да, я всегда мечтал быть вратарем. Так и сказал отцу. Все детство следил за его выступлениями. Он играл за "Молот-Прикамье", "Автомобилист", тюменский "Рубин". А я "болел" хоккеем. Помню, мне лет восемь было, смотрел по телевизору матч сборной СССР с канадцами. Так распереживался, что отец меня наказал. Я даже маленькую табуретку ставил, натягивал на нее авоську и мячик хлопушкой забивал в такие импровизированные ворота. Отец отвел меня в хоккейную школу. Я представлял, что выйду на лед и сразу покачусь. А на деле вышло, что падал постоянно. Вставал и падал. Переживал, бил кулаком по льду. Потом стало получаться. Еще помню свой первый турнир. Мама рано утром меня вела. Я был в предвкушении весь. Думаю, вот сейчас выйдем, а там полная арена зрителей будет. В итоге выходим на игру, а трибуны пустые. Я думаю: "Как так? Где зрители? Это же хоккей!"
Профессиональная же карьера у меня началась в 17 лет. Это был дебют в большом хоккее. За "Молот-Прикамье" тогда играл. Вышел на матч против ЦСКА. Мы победили 5:4. До сих пор помню эти ощущения. Потом, правда, был перерыв. Молод еще был, а вокруг много опытных вратарей. И только в 19 лет начал играть профессионально в челябинском "Тракторе". И так пошло. Даже в США уехал. В 21 год бредил Америкой. Попал в команду "Трейтон Тайтонс". И вышло так, что столкнулся с разницей в менталитете, плюс языковый барьер. В школе я учил немецкий. Английский понимал, а говорить не мог. Плюс там совершенно другой режим. Утром потренировался и день свободен. Не знал, чем себя занять. В итоге сам пришел к тренеру и сказал, что больше не могу.
— Позже не хотелось попробовать свои силы в иностранном клубе еще раз?
— Возможно. Тогда был молодой и неопытный. Приоритеты меняются с возрастом. Сейчас я другой человек. Ну вот — играю хоть и не в иностранном клубе, но в иностранной лиге. Даже представить себе такого не мог! Очень благодарен за эту возможность. Судьба преподносит такие подарки. Мне в ПСК "Сахалин" очень нравится. Здесь созданы все условия, только и делай что работай, выигрывай трофеи. В ВХЛ такого точно нет.
— То есть желания остаться в ВХЛ не было? Как-никак лучшим голкипером воронежского "Бурана" был на протяжении последних сезонов.
— Контракт закончился, и я не хотел больше оставаться в ВХЛ. Лига стала сильно омоложаться. Да и просто настал такой момент, когда в жизни нужно что-то менять. У меня было уже несколько таких ситуаций, и я надеюсь, что не ошибся с выбором, как и сейчас. Надоело однообразие. Перестал получать удовольствие от игры.
— И тут поступило предложение ПСК "Сахалин". Про Азиатскую лигу знал?
— Слышал, но не так много. Честно признаться, я не ожидал такого уровня игры от азиатских команд. Когда мы были на предсезонном турнире в Томакомае, я был ошарашен. Разговоры были разные, но пока не увидишь все собственными глазами, не поверишь. Я вообще думал, что японцы и корейцы даже кататься не умеют. А тут первая серия с "Крейнс". Эта команда не затерялась бы и в ВХЛ. Более того, я уверен, что боролась бы там за 1-2 места. То, что они показали, — невероятно. Скорость, быстрота реакции. Особенность еще в постоянной игре в меньшинстве, но это здорово, когда вратарь загружен, нужно быть постоянно в игровом тонусе.
— Что говорил Алексей Васильевич? Тяжело было перестроиться на игру в АХЛ?
— Алексей Васильевич еще на сборе в Белоруссии объяснил, что азиаты очень много бросают, идут на добивание. У нас состоялся серьезный разговор. Да и вот, пожалуйста, в первой игре я все это ощутил в полной мере. Добивания, броски. Очень интересно. Понятно, что нужно время, чтобы привыкнуть, да и сыграться с партнерами. Но у нас замечательная команда, уверен, что скоро выйдем на пик своей формы.
— В самом начале сбора ты получил неприятную травму в товарищеском матче и долго восстанавливался. Сильно переживал?
— У меня желание играть все захлестнуло. Я в жизни добрый, а на площадке по-спортивному злой. Так воспитали. Не могу и не умею проигрывать. Поэтому только и думал о том, как побыстрее набрать форму, восстановиться.
— Играя в "Буране", ты не раз становился лучшим вратарем ВХЛ, но все равно говорил о том, что лучший сезон у тебя еще впереди. Сейчас думаешь также?
— Да. Верю, что все лучшее еще впереди, хотя не хочется загадывать наперед. Вот если выиграем АХЛ, то это будет точно лучший сезон в карьере!
— Друзья следят за матчами? Знают о том, где играешь?
— Знают, конечно. Хотя для многих Сахалин — это край света. Но матчи можно в живую смотреть в Интернете на нашем сайте, это здорово. В АХЛ играют сильные легионеры — канадцы, американцы. Да что там, даже тренируют команды иностранцы. Я был дико удивлен, когда в Томакомае встретил своего бывшего партнера по команде "Иржи Ведера". Мы вместе играли в "Молоте", а сейчас он тренирует корейскую "Халу". Он меня не узнал, я раньше бороду носил. Потом в гостинице встретились, удивились оба. Ждет в гости теперь меня в Корее.
— Твои партнеры по команде говорят, что Денис Черепанов перед матчами как-то по-особому настраивается. Что ты полностью сосредоточен, мало говоришь. Это правда?
— Можно и так сказать. Просто выработал для себя определенное поведение перед выходом на лед. Что-то похожее на состояние нирваны. Можно даже сравнить с ощущениями гладиатора на арене. Когда или ты противника, или он тебя. Перед матчем нахожусь абсолютно в другой атмосфере. Выхожу из нее только после сирены. Вратарь ведь — это последний рубеж. Наши ошибки больше всего заметны. Ошибется нападающий или защитник — это будет не так заметно, как если ошибется вратарь.
— Знаю, что сын у тебя тоже хоккеем занимается. Передаешь ему свой опыт и знания?
— Сыну 9 лет, он пока не решил, будет заниматься хоккеем или нет. Сейчас вот в Перми пойдет в хоккейную школу, посмотрим. Пока жили в Воронеже, он занимался баскетболом, и у него неплохо получалось, мне тренер говорил, что талант есть. Я вот с сыном буквально на днях говорил. Сказал мне: "Пап, мне и хоккей нравится, и баскетбол". Я говорю, что пора уже определиться. В Перми раньше была хорошая баскетбольная школа "Урал-Грейт", сейчас, к сожалению, ее уже нет.
— Где-то баскетбол пропадает, а где-то появляется. Тому пример Сахалин. Сейчас в составе ПСК помимо волейбола и хоккея появилась профессиональная баскетбольная команда.
— Это здорово! Будем болеть за парней! Я вообще хотел бы, чтобы этот сезон для нас всех стал "золотым". Мы ведь как-никак одна команда!
— Понятно, что хоккей занимает 90% твоего времени. Но есть ли какие-то увлечения?
— Да, я интересуюсь историей Древней Руси. В прошлом году товарищ один меня, скажем так, подсадил. Читаю много литературы, вплоть от крещения Руси и заканчивая современной историей. Очень многое открыл для себя. Целого интервью не хватит.
— Лекцию студентам смог бы прочитать?
— Почему бы и нет? Если подготовиться заранее, найти интересную тему. Кстати, я сейчас заканчиваю университет дистанционно. Готовлюсь к написанию дипломной работы по специальности "Менеджер по персоналу". Интересует две темы — текучка кадров и мотивация работников. Думаю, остановлюсь на последней. Я вообще считаю, что человек должен развиваться всю жизнь. Учиться чему-то новому. Нельзя быть односторонним, идти всю жизнь по одному коридору. Необходимо развивать себя.