Была такая расхожая фраза — "Не надо давать человеку рыбу, дайте ему удочку". Она вспомнилась сегодня во время круглого стола, тема которого наверняка интересна многим: "Рыбалка и не только: новые возможности для сахалинцев".
Речь шла в том числе и о так называемых "трех хвостах". Над этой инициативой правительства порой посмеиваются. А зря. Дело очень интересное, и в какой-то степени революционное. Претензий на то, что люди, живущие у моря, не могут на законных основаниях пользоваться его ресурсами, звучат все чаще. И вот сейчас сахалинские власти начали решать эту проблему.
Заместитель председателя правительства Игорь Быстров обозначил предысторию. В советские времена рыбу для личного потребления разрешенными орудиями лова и в установленные сроки можно было ловить свободно и бесплатно. Исключение составляли краснокнижные виды и лосось, на который нужно было покупать лицензии. Но — только для личного потребления. А вот за продажу можно было попасть под уголовный кодекс — разрешалось торговать только тем, что выросло на огородах.
В постсоветские времена все изменилось. Торговать-то стало можно, но все общедоступные водоемы и побережья были отданы под коммерческое пользование, на коммерческие ресурсы ввели систему ограничений для рыбаков-любителей и т.д.
— Почему так было — понятно, — сказал Игорь Быстров. — Поддерживали тех, кто давал скорейшую отдачу, налогами ли, рабочими местами. Про население забыли. И что в итоге? Бизнес ушел в выгодные ниши: минтай, лосось, сельдь, терпуг... А прибрежные ресурсы оказались никому не нужны. 90-95 процентов прибрежки дает сейчас лосось. Есть немного камбалы и наваги залива Терпения. И все, пожалуй. А куда делись ресурсы прибрежки, которые активно облавливали в советские времена? Да никуда не делись. Просто ради 100 тонн бизнес не будет "заводить" улов на берег, строить предприятие. Подгонит судно, и обработает улов там. И прибрежные села живут только на сезонных лососевых путинах. Но так жить нельзя. Люди ищут себе нормальную работу, а на путину приходиться завозить тысячи людей с материка...
Как считает зампред правительства, "ненужные" крупному бизнесу ресурсы прибрежных вод должны быть отданы населению, чтобы оно могло жить с них круглогодично. Причем, ловить рыбу не только "на сковородку", но и на продажу. Но законодательство в этом плане крайне несовершенно. По большому счету его практически и нет.
По мнению Игоря Быстрова, сейчас все попадает под понятие спортивного и любительского рыболовства, которое регулируется по одним правилам, тогда как есть уже как минимум три группы рыбаков-любителей, и для каждой нужны свои правила.
Например, есть рыбалка как отдых. В том числе и по принципу "поймал и отпусти". Для такой группы рыбаков достаточно "фиш-карт", то есть годового или сезонного разрешения. Кто-то ловит рыбу "в холодильник", то есть для пропитания. Таким — бесплатная путевка, именуемая "тремя хвостами".
Но личное потребление не может ограничиваться только "холодильником". Запросы у людей больше. Поэтому необходимо разрешить продавать уловы. Для этого и вводятся сейчас лицензии с отрывными талонами — прообраз своеобразного патента — купил и занимайся разрешенным видом деятельности, определяются места продажи уловов.
— Давайте не будем скрывать, — говорит Игорь Быстров. — Все это уже есть, но подпольно. Та навага, которая продается зимой в Южно-Сахалинске, она добыта крупными предприятиями? С предприятий навага сразу же крупными партиями уходит на материк. Продают рыбу, скупленную у населения. Давайте легализуем этот процесс и перестанем считать людей злостными браконьерами. Для них это жизнь, для их семей — заработок.
Данный подход, несмотря на кажущуюся простоту, вызывает массу вопросов.
Например, что будет, если масса рыбаков-любителей бросится добывать ту же корюшку, не будут ли подорваны ее запасы? В качестве примера были приведены запасы гребешка в заливе Анива и пример лагуны Буссе. В Буссе, как мы помним, рыбопромышленники не работали, зато любители организовали самый что ни на есть промышленный промысел и почти уничтожили в лагуне все живое.
Тут возмутились представители рыболовного клуба "Сахалин-Курилы": давайте не путать рыбаков-любителей и браконьеров, а то складывается впечатление, что именно любители оказывают беспрецедентный пресс на ресурсы. И вообще представители клуба с настороженностью относятся к инициативе о свободной продаже уловов, поскольку под этой маркой легализуются именно браконьеры, использующие запрещенные орудия лова. А претензии будут предъявлять к законопослушным рыбакам.
Нужен контроль. А вот с этим хуже всего. По мнению собравшихся, правоохранительные органы, прокуратура (это в первую очередь претензия со стороны членов клуба "Сахалин-Курилы" по перекрытию доступа к "воде", на которое прокуратура не реагирует) работают неважно. Встал разговор и о нормах добычи, которые существовали ранее для рыбаков любителей.
Но здесь опять же нужен контроль.
Как считает Игорь Быстров, одной из форм его как раз и станет выдача разрешений на промысел, в том числе и бесплатных. Есть они — законопослушный рыбак. Нет — браконьер.
Впрочем, он признал, что все здесь пока только еще в начале. Многое еще непонятно, механизмы не отработаны. В этой связи он предложил создать специальную рабочую группу, которая соберет и сопоставит самые различные мнения островитян по поводу любительского рыболовства и выработает единый алгоритм действий. Участники круглого стола согласились с этим, так что, судя по всему, рабочая группа вскоре объявит о своем составе и начале сбора предложений.