Поэтому начинать промысел в том или ином районе планируют в зависимости от заполнения нерестилищ. Сигнал рыбопромышленникам даст профильная наука после обследования соседних рек.
Общего старта не будет
– Другими словами, общей для всей области даты начала промысла в этот раз не будет, – сообщил курирующий отрасль заместитель председателя правительства Сахалинской области Игорь Быстров. – Другого выхода у нас нет. По данным профильной науки, уловы красной рыбы у нас в этом году будут более чем скромными.
На северо-западе Сахалина в этом году прогнозируется выдать на-гора всего 1,2 тысячи тонн рыбы, в Восточно-Сахалинской подзоне – 20 тысяч тонн, в Южно-Курильской – 6,5 тысячи тонн. Еще 1,5 тысячи тонн на Северных Курилах. На юго-западном побережье Сахалина по рекомендации ученых промысел в этом году вообще закрыт.
Это свидетельствует о том, что стадо горбуши находится в депрессивном состоянии и для его сохранения необходимо принимать кардинальные меры.
Складывающаяся ситуация ставит перед властями региона несколько важных вопросов. Главный из них – чем будут заниматься многочисленные рыбопромышленные компании, которые прежде ориентировались почти исключительно на добычу и переработку лосося?
– Достойным выходом вполне может стать переориентация на многовидовой лов в шестимильной зоне, – отметил Игорь Быстров. – Это понимают и сами рыбопромышленники. В прошлом году, когда усилиями руководства области жителям области упростили доступ к водным биологическим ресурсам шестимильной прибрежной зоны, в него серьезно включились только четыре компании. А в текущем году их уже 20. Так вот, эти предприятия в «неурожайный» год на красную рыбу начнут добычу минтая, трески, наваги, камбалы и других даров моря у берегов Сахалина и Курил. Что, с одной стороны, позволит улучшить снабжение сахалинцев и курильчан свежей рыбой по доступной цене, а с другой – обеспечит хотя бы относительную загрузку добывающих и перерабатывающих мощностей, которые нельзя будет полностью использовать из-за слабых, как прогнозируют специалисты, подходов лосося. Надеюсь, в ближайшее время количество компаний, выходящих на промысел в шестимильную зону, начнет быстро расти. В связи с этим готовим изменения в региональную программу развития рыбопромышленного комплекса, чтобы стимулировать освоение водных биологических ресурсов, не введенных в состав общих допустимых уловов (ОДУ), которые чаще всего не осваиваются в полном объеме. Речь о кальмарах, мойве, бычках, сельди иваси и других ценных объектах, которые в сытые годы зачастую просто выбрасываются на берег.
Никого бы не забыть
В преддверии лососевой путины областным властям предстоит и решить вопрос об организации промысла красной рыбы представителями коренных малочисленных народов Севера на юго-западном побережье Сахалина, где лов запрещен.
– Данную тему сейчас прорабатываем с учеными и структурами Росрыболовства, – добавил зампред. – Еще одна сложнейшая проблема – организация спортивно-любительского лова лососевых. По действующим правилам, его можно проводить исключительно в пределах существующих рыбопромысловых участков. Однако нынче такие места, где жители области могут законно поймать горбушу или кету, есть далеко не во всех муниципальных образованиях. Мы обозначили проблему в Росрыболовстве. И совместно с этой федеральной структурой уже ищем решение, чтобы дать возможность островитянам полакомиться красной рыбой собственного улова.
Правда, добавим от себя, пока остается открытым вопрос – как будут нагуливать жир очнувшиеся от зимней спячки голодные сахалинские мишки...
Торговля не предмет
В рамках подготовки к путине в районах области восстанавливают точки по торговле дарами моря на ярмарках и рынках, закрывшихся на зиму. Их подключают к водо- и электроснабжению, чтобы обеспечить соблюдение санитарных правил.
– Основная часть населения проживает на юге Сахалина, а самые крупные уловы горбуши ожидаются на севере острова, – обозначил Игорь Быстров. – Поэтому мы должны обеспечить быструю доставку на юг свежего и охлажденного лосося.
Материк тоже ждет
Снабжение отменной рыбопродукцией не только островного региона, а и всей страны, напомним, обсуждали в августе прошлого года. Тогда, во исполнение поручений президента России по итогам заседания президиума Госсовета РФ «О развитии рыбохозяйственного комплекса РФ» (19 октября 2015 года), в Южно-Сахалинске собралась рабочая группа. Совещание вел помощник президента, секретарь Госсовета Игорь Левитин, участвовали в нем дальневосточный полпред Юрий Трутнев, руководители дальневосточных регионов, представители профильных ведомств, рыбопромышленных предприятий.
По словам Трутнева, решения президиума Госсовета предусматривают создание благоприятного режима для развития переработки отечественных водных биоресурсов на территории России. Обновление промыслового флота за счет инвестиционных квот. Развитие марикультуры.
– Однако реформирование отрасли идет медленно, сталкивается с массой препон, – заметил он.
Игорь Левитин добавил: из 31 пункта поручений, отданных по итогам президиума, выполнены только пять. Тем не менее, продолжается работа по остальным.
Помнится, участники совещания подробно обсудили вопросы, связанные с использованием части квот на добычу водных биоресурсов, выделенных на закупку новых промысловых судов и строительство перерабатывающих мощностей. Особое внимание уделили доставке рыбы и морепродуктов с Сахалина, Курил и в целом Дальнего Востока в другие регионы страны.
Крупные рыбопромышленники подняли и не менее важную для региона тему. Так, компании, занимающиеся искусственным разведением кеты, сталкиваются с непреодолимой стеной после того, когда выращенные ими и выпущенные на волю мальки, нагуляв в океане вес и превратившись в полноценного лосося, возвращаются домой. Здесь, у родных берегов, рыбоводные предприятия, потратившие деньги, силы и время на закладку икры и опеку мальков, лишают права на так называемый промысловый возврат. То есть они вынуждены ловить свою повзрослевшую рыбу на общих основаниях. Это не только подрывает экономику таких фирм, но порой даже лишает возможности заложить очередную партию икры на инкубацию, обеспечив дальнейшее воспроизводство.
Проблема с годами лишь обострялась, не решаясь по существу. Узнав об этом из первых уст, представители федеральных властей заверили – позицию сахалинцев учтут, а законотворцы обязательно рассмотрят соответствующий проект, который снимет накал страстей.
– Вопрос только в одном – в исполнительской дисциплине, – подвел итоги Юрий Трутнев. – Многие поручения президента просто проигнорированы. Не до конца разработаны механизмы стимулирования инвестиций в переработку. Не выполнены поручения по выравниванию тарифов на перевозку рыбопродукции, по повышению эффективности выращивания марикультуры. Это не дает развиваться отрасли.
У семи нянек
По мнению полпреда, одна из причин происходящего в существовании целого ряда госпредприятий, подведомственных минсельхозу России и Росрыболовству. Они тоже ведут свою хозяйственную деятельность. То есть и управляют отраслью, и деньги в ней зарабатывают. Налицо прямой конфликт интересов. Или, говоря прямо, немалая чиновничья рать направляет свои силы не на выполнение задач, поставленных президентом страны, а на то, чтобы удержаться и не выполнить.
Юрий Трутнев пообещал поднять вопрос о структуре управления рыбной отраслью, обратившись к председателю правительства страны.
По мнению Игоря Левитина, снижению цен на рыбопродукцию будет также способствовать и биржевая торговля. Он положительно оценил первый сахалинский опыт в этом направлении у берегов Сахалина и Курил.
Между тем
Осенью 2015 года по инициативе правительства Сахалинской области и руководства Сбербанка России в островном регионе создана торговая секция «Рыбный рынок» на универсальной электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ». Она позволяет избавиться от посредников, поднимающих цены, наладить прямой контакт между рыбопромышленными компаниями и торговыми предприятиями. Биржа делает более прозрачным механизм формирования цены, соответственно, уменьшает стоимость рыбы и морепродуктов, а в итоге поспособствует и созданию в приморских регионах специализированных рыбных рынков.