О прошлом и настоящем этого жанра на Сахалине мы беседуем с солистом самой рок-н-ролльной островной группы «Перекресток» Олегом Бехтеневым.
И трава зеленее, и рок бескомпромисснее
- Когда образовалась группа «Перекресток»?
- Еще в прошлом веке, в 1999 году, первый раз выступили буквально на улице, возле моего дома, кинули электричество и дали концерт для жильцов близлежащих домов. Теперешнего изобилия аппаратуры в магазинах тогда не было, поэтому играли на стареньких, полусамодельных гитарах, но людям понравилось, они с удивлением выглядывали из окон, в общем, было весело. Тогда мы еще не пели, просто делали инструментальные обработки классических рок-н-роллов. Перед этим я съездил в Санкт-Петербург, там была своя рокабилльная тусовка, очень мощная, со своими специализированными клубами, в Москве даже такой не было. Мне это очень понравилось, и я решил это делать в Южно-Сахалинске.
Мне разная музыка нравится, от джаза до электроники, но больше всего душа лежит к рокабилли. Спустя время стали писать и исполнять свои песни, сейчас у нас впервые в истории солистка, девушка. С ней тоже хотим записать новый альбом с собственным материалом.
- Помните сахалинскую музыкальную сцену тех лет?
- Тогда рок-групп, концертов и рок-тусовок, конечно, было гораздо больше, но, может быть, потому, что не было ни гаджетов, ни интернета – народ больше общался вживую, нежели сидел в своих телефонах, сейчас больше молодые люди общаются по WhatsApp и электронной почте. В ДК «Родина» работало рок-кафе, регулярно проводились сольные и сборные концерты и фестивали, например Дальневосточный фестиваль, он ежегодно проходил в мае, крупные рок-форумы «Симбиоз», «Цунами», «Сахарок». На Сахалине были представлены многие жанры рок-музыки. Тяжелые - это «Детонатор», «Эксцесс», «Аффект». Традиционные – Руслан Енко-Файн, «Турбонадув», «Друг», «Отель Кирпич», «Перекресток». Рок-барды – Александр Андропов, Чиркины, арт-рок – «Манабозо», панк – «Центральный орган» и, конечно, «Йеху» со своим бессменным фронтменом Александром Кротовым.
В 1997 году на ТВ выходила сахалинская передача «Поколение Х», где показывали сюжеты о местных рок-группах и даже крутили их видеоклипы. В одном только Южно-Сахалинске было до 30 различных ансамблей, некоторые существовали от месяца до полугода, разваливались, потом заново создавались в разных сочетаниях музыкантов с новыми названиями, но все равно около трех десятков коллективов держалось. Были рок-банды и из других городов: в Невельске «Инау», в Корсакове блюзмен Аркадий Остриров и Blackness, мелодичный хеви-метал.
Сейчас все это сошло на нет, еще и из-за коммерциализации музыки, местные группы в основном стали играть кавер-версии, чтобы зарабатывать в кафе и барах. И когда сейчас их зовут на какие-то фестивали, то не все соглашаются, считая это лишней тратой времени, или требуют денег за выступление. Другие, кто делал свои вещи, уехали на материк, такие как Нильсбор Дмитрий Понизов.
Рок-н-ролл жив
- Какие группы существуют сейчас?
- Тех, кто сочиняет только свои песни, сейчас единицы, например, «Залив Терпения» или группа «Гвоздодеры» Карандаша (Евгения Чернявского). Он сейчас на взлете, коллектив очень яркий, имеет свое лицо, свой репертуар, их постоянно куда-то приглашают выступать. Был всегда Карандаш и его так называемый «музобоз», а сейчас это прямо одна команда сплоченная. Свой жанр он определяет как альтернативный шансон. По мнению участников, «Гвоздодеры» - это оригинальная группа со своеобразным теплым, ламповым звучанием, с острыми и тупыми, глубокими и не очень, социально-злободневными и критично-реалистичными текстами песен.
В Южно-Сахалинске вроде как есть клуб «Буги-вуги», но он практически не работает, организовывает чьи-то выступления раз в месяц, но никто не знает точно, когда в следующий раз это произойдет. Это бывает в основном по каким-то значимым датам, такие как день смерти лидера «Гражданской обороны» Егора Летова или в день рок-н-ролла. Кстати, 13 апреля там будет выступление группы «Залив Терпения» и еще возможно кого-то.
Открылся новый клуб «Трюм», в нем хороший звук, дорогая аппаратура, там выступает группа хозяина клуба – «Сахалин.ру», они играют кавер-версии известных песен, плюс другие «ковровые» команды – «Дримбокс», «Битсаунд», мы там иногда выступаем, значительно реже, недавно он позвал к себе «Гвоздодеров». Изначально он хотел сделать клуб «для друзей», но вот теперь стал приглашать исполнителей со стороны с оригинальным репертуаром, в том числе и с материка. Это хоть какой-то глоток свежего воздуха.
В клубе «Тромбон» сегодня много коллективов выступает, но это в основном рэп и хардкор. Сейчас, что ни музыкант, то рэпер, такая мода пошла, благодаря баттлам, которые популяризировали этот жанр. Рэп и R-n-B сейчас господствуют что в Москве, что в Южно-Сахалинске – они больше всего популярны среди молодежи. И русский рэп сейчас действительно интересен, хотя бы текстами.
А молодых интересных рок-групп из центра, которые были бы так же популярны, как «Мумий Тролль» и «Сплин2 в 90-х, сейчас практически нет. Amatory, Stigmata собираются сюда приехать, но это метал, у тяжелого метала и панка есть некоторая востребованность в узких кругах молодежи. Некоторые сахалинские «старички» остались, например, братья Анатолий и Андрей Христенко из Affect. Они выступали в прошлом году в ДК «Родина» на фестивале «Рок против наркотиков», на «Крыльях Сахалина», фестивале в Хабаровске.
Это классные чуваки, они не играют за деньги, им это в удовольствие – братья выступают редко, но метко. Весь фестиваль «Рок против наркотиков» они сделали, привезли аппаратуру в «Родину», кроме них еще четыре группы было: «Гвоздодеры», «Перекресток», «Стол» и Desolation, у них свои вещи инструментальные.
На фестивале памяти Дмитрия Донского (трагически погибшего ударника группы Deathonator) тоже было всего пять групп, причем одна из них из Хабаровска.
В мае в баре «Ковбой» мы хотим провести фестиваль Cowboy bar music fest, хотим сделать его ежегодным – осенним или весенним, участвовать смогут группы любых направлений, от тяжелых до этники. Уже предварительное согласие дали группа Валентина Жовтуна «Манабозо», это такое интересное сочетание арт-рока и джаза, «Перекресток», новая группа «Люстра», «Гвоздодеры», если Карандаш не уедет, я думаю, групп 10 сможем собрать. Мы решили бар «Ковбой» сделать клондайком музыки, да, есть бар «Тромбон», но там своя тусовка, она тяжелая, и довольно узконаправленная. А здесь у нас будет абсолютно все – и тот же рэп, и барды, и рок-н-ролл.
Один раз у нас выступала даже группа с Курил – «Южный остров», хотим пригласить группу с Дальнего Востока – из Хабаровска или Владивостока, но это дорого стоит, высокая стоимость проезда.
Может быть, сейчас рок-групп и не намного меньше, чем в 90-х – начале 2000-х, но раньше было больше творчества, все исполняли свои песни, чужое играли только лабухи в ресторанах. Но ничего, будем исправлять ситуацию.
Справедливости ради нужно сказать, что и во всем мире стиль рок-музыки уже не так популярен, как в 60-70-х или даже 90-х. Может быть, это временное явление и лет через 10 все кардинально изменится. Но в любом случае рок-н-ролл жив, западные фестивали, российские «Нашествие», «Рок на Волге» собирают множество народу, да и наши «Крылья Сахалина» тоже. А кто не ходит на них, слушают музыку дома, возможно, это не совсем рок, но дело в том, что сейчас грань между роком и электронной музыкой очень размыта, и ничего страшного здесь нет. Каждой эпохе – своя музыка, главное, чтобы она была хорошей.
Из досье МК
В 1995 году произошло эпохальное для Сахалина событие: группа «Йеху» записала новый альбом «Семь золотых светильников» на студии «Камертон» в Доме офицеров. Работа над CD-альбомом продолжалась долго. Кротов по-новому подошел к своему творчеству и использовал довольно навороченные (для подпольного музыканта) технические средства. В записи альбома приняли участие музыканты «Йеху», «Детонатора», «Турбонадува», Руслан Енко-Файн и многие другие. Песни из альбома – «Сахалин», «Берингов пролив», «Смерть» часто звучали на местном радио «Европа+Сахалин», и «Радио Сахалин», и, как следствие, число поклонников группы сильно возросло. По словам Александра Кротова, вся история «Йеху» наглядно показывает присутствие чуда: фестивали, записи, концерты, первый сахалинский CD, первая запись дальневосточников на «Союзе».