МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Сахалин

Что нужно знать о закупках заказчикам и поставщикам

Требования о знании 44-ФЗ – федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» – одно из самых частых условий работодателей при приеме на работу

Фото: tgraph.io

В чем важность закона, почему сфера его применения столь широка, а также как стать профи в этой области, рассказал преподаватель УЦ «Активное Образование» (курса «Специалист в сфере закупок») Сергей Королюк

Как потратить бюджет

- Основное место моей работы и должность – начальник отдела контроля объемов финансового обеспечения закупок департамента финансов администрации города Южно-Сахалинска. Помимо этого, с 2016 года являюсь преподавателем курса «Специалист в сфере закупок. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд» в УЦ «АО». Окончил высшее государственное образовательное учреждение «Хабаровская государственная академия экономики и права», квалификация «экономист», специальность «финансы и кредит». Также имею несколько дополнительных образований непосредственно по госзакупкам.

- Отчего знание 44-ФЗ так ценится работодателем как в государственном, так и в частном секторе?

- Все государственные, бюджетные, казенные учреждения обязаны тратить свои деньги исключительно в рамках этого закона, то есть покупать все необходимое, начиная от скрепки и заканчивая строительством дорог и домов, в строгом соответствии с 44-ФЗ. Закон регулирует контрактную систему закупочной деятельности. Таким образом тратится вся та немалая часть бюджета РФ, которая идет на приобретение товаров, работ, услуг.

Необходимо упомянуть, что существует еще и 223-ФЗ, в соответствии с которым тратятся денежные средства автономными бюджетными учреждениями, которые имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность, а также всеми предприятиями, доля участия в которых государства составляет 50+1 акция (например, Газпром, РЖД и их дочерние предприятия).

Нюанс закона 44-ФЗ в том, что он изначально настроен на электронную систему закупок. Прошли времена «живых» аукционов, и теперь закупочная деятельность осуществляется через официальный сайт ЕИС (Единая информационная система в сфере закупок). За редким исключением.

Помимо государственных и муниципальных служащих, в знании закона заинтересованы поставщики – все юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, которые намерены поставлять товары, работы и услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

- Кто может быть слушателем курсов?

- Цель учебной программы – либо совершенствование уже имеющихся компетенций специалистами, занимающимися закупками в области функционирования контрактной системы, либо обучение «с нуля» желающих работать контрактными управляющими или специалистами по закупкам, не имеющих соответствующего образования. Мы также занимаемся подготовкой и аттестацией профессиональных управляющих закупок на соответствие квалификации.

То есть слушатели курсов – это работники муниципальных и государственных служб, казенных учреждений (в большей степени), а также специалисты со стороны поставщиков.

Важен уровень подготовки

- Ограничиваетесь ли вы преподаванием теории или ставите задачу научить применять закон?

- Все зависит от курса. Если это вводная часть, то семидесяти академических часов достаточно, чтобы познакомить с законом в теории, разъяснить его содержание. Абитуриенты, которые в первый раз встречаются с 44-ФЗ, зачастую даже не знакомы с устройством бюджетной системы страны (три вида бюджета: федеральный, областной, местный, у каждого из которых – свое финансирование) и т.д. Если ты не работал в системе (бухгалтером, экономистом), то для тебя это – темный лес. Приходится этот лес как следует осветить. И с практикой применения здесь все гораздо сложнее.

Если курсы проводятся для уже работающих специалистов, повышающих свою квалификацию, то обучение в основном направлено на разъяснение нюансов, точечных вопросов: вопросы работы ЕИС, правоприменительная практика (как разбить закупку на несколько позиций, как быть с ограничениями или запретом на допуск товаров, происходящих из иностранных государств и т.п.). Здесь, помимо федеральных законов, действует достаточное количество подзаконных актов, регулирующих особенности каждой закупки. И чтобы правильно квалифицировать конкретную ситуацию, вы должны хорошо ориентироваться в законодательстве.

- Кто чаще всего приходит на курсы? И удается ли вашим студентам успешно применять полученные знания в дальнейшем?

- Высшего образования в сфере закупок пока не существует. А закон требует, чтобы работники контрактной службы имели высшее образование (любое) или дополнительное образование в сфере закупок (курсы). Работодатель (заказчик) сегодня остерегается принимать на работу людей без специальных знаний, потому что человека, даже с высшим образованием, придется обучать, а 44-ФЗ и вся контрактная система предполагает жесткую финансовую дисциплину, где малейшие нарушения караются штрафами (одна ошибка может повлечь за собой три-четыре штрафа на разных уровнях исполнения закупки).

Преподаю я уже четвертый год, о пятнадцати своих слушателях могу точно сказать, что они работают в контрактной системе (гражданские муниципальные служащие). Мы контактируем, связываемся друг с другом по мере необходимости.

На курсы ходит и достаточное количество работников поставщиков, с ними почему-то не сохраняется столь долговременных связей, и сказать, насколько успешно применяют знания они, не могу. Но курс для этой части студентов несколько иной, поставщику для работы достаточно знать закон на 20%: подача заявки, регистрация на электронных торговых площадках и ЕИС (естественно, в идеале всем субъектам контрактной системы нужно познакомиться с законом в полном объеме).

Беречь репутацию

- Меняется ли со временем сама контрактная система?

- Последние три-четыре года очень радует такая тенденция – переход к профессионализму в контрактной системе в сфере закупок. Созданы центры госзакупок. Сейчас в Сахалинской области сам заказчик не закупается, за него это делают высококвалифицированные специалисты центра госзакупок. Заказчик лишь планирует закупку (определяет необходимый объем денежных средств на следующий бюджетный год), составляет соответствующий план-график и на его основании делает заявку (техзадание, проект контракта). Далее за работу берется центр госзакупок, который проводит торги, рассматривает заявки и выявляет победителя. Заказчику остается только заключить контракт.

Все это – весомая часть антикоррупционной политики: существует своего рода независимый буфер между сторонами закупки, который не заинтересован в определенном поставщике для определенного заказчика.

- Насколько сложно освоить курс без специальной подготовки?

- Конечно, приветствуется юридическое и экономическое образование, навыки бухгалтера. Все эти сферы знаний так или иначе нами затрагиваются.

Существует типовое положение контрактной службы, которое запрещает передавать функции контрактной службы кому-то, кроме работников этой службы. Что это за функции? Это планирование закупок, составление техзадания, приемка и оплата поставленного товара, экспертиза, работа на официальном сайте и т.д. Все это должен уметь делать контрактный управляющий (если он существует в единственном лице) или контрактная служба.

- Таким образом, гораздо проще подготовить специалиста по закупкам со стороны поставщика?

- В последнее время работа поставщика очень упростилась. К примеру, это касается системы регистрации или обеспечения заявок. До 2019 года в регионе существовало шесть торговых площадок, и на каждой из них поставщик проходил аккредитацию. Сегодня он делает это через сайт «Госуслуги» один раз, и его личный кабинет появляется на всех торговых площадках области (сегодня их уже восемь). Счет для обеспечения заявок отныне также единый для всех площадок. Требования к участникам закупок практически не меняются.

Но для поставщика важно (и мы все время говорим об этом на лекциях) внимательно прочитывать условия контракта. Рассчитывать на то, что удастся изменить условия «по ходу дела» - по меньшей мере наивно. Условия контракта не могут быть изменены (за небольшими исключениями), потому что уже были указаны в извещении. Иначе будут нарушены права других, проигравших участников торгов. В непонимании этого обстоятельства – главная беда поставщиков! «Главное, получить контракт, а там – как-нибудь…» Как-нибудь не получится.

Я не призываю бояться – не боги горшки обжигают! Но к 44-ФЗ нужно относиться серьезно. Исполнение контракта должно быть подробно задокументировано (акты о выполненных работах составлены, экспертизы на них сделаны, и все это своевременно размещено на официальном сайте).

- Каким законодатель хочет видеть поставщика?

- Поставщик не должен находиться в процедуре ликвидации, не должен иметь долгов по налогам и сборам. Обязательные условия – отсутствие судимостей по некоторым преступлениям и аффилированности к заказчикам и членам комиссии. Если вдруг, на любом этапе заключения или исполнения контракта, обнаружится, что поставщик ввел заказчика в заблуждение, заявка аннулируется (до заключения контракта) либо контракт расторгается в одностороннем порядке, а подрядчик на два года попадает в реестр недобросовестных поставщиков. Важно, что права участвовать в торгах лишается не только фирма, но и физические лица-учредители. Кроме того, нарушитель лишается обеспечения исполнения контракта.

Большое внимание государство уделяет поддержке малого бизнеса. Закон обязывает заказчика осуществлять торги конкурентными способами и заключать контракты с субъектами малого предпринимательства в размере не менее 15% от совокупного годового объема закупок. Постановлением губернатора Сахалинской области данный процент увеличен до 25%.

Справка МК

Дата начала очередных занятий: 13 мая 2020 года. Дни занятий: понедельник, среда, пятница. Время занятий: с 18.15 до 21.10.

Самые яркие событие Сахалина в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах