Несколько дней назад в Сахалинской области завершился масштабный проектно-образовательный интенсив «Архипелаг 2024». На него съехались представители со всей России. И на одном из треков гостям рассказали о развитии транспортной инфраструктуры региона. Участники смогли познакомиться с лучшим в ДФО аэропортом, побывать на стройке нового автобусного парка, узнать об интеграции железной дороги в систему общественного транспорта и о многом другом. Однако развитие транспортной отрасли идет параллельно с дорожным строительством. Ведь иначе закупка новых современных, в том числе, и на экологическом топливе и электроприводе автобусов будет бессмысленной. Как идет строительство и реконструкция дорог и мостовых переходов на островах нам рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области Максим Жоголев.
- Максим Алексеевич, дорожное строительство в регионе набирает обороты в последние годы: асфальт появляется там, где раньше были грунтовые трассы. За счет федеральной поддержки ведутся работы или же удается изыскивать средства в областном бюджете?
- Прежде всего, хочу сказать, что губернатор Валерий Лимаренко уделяет самое пристальное внимание вопросам дорожного строительства. И требования к тем, кто строит и ремонтирует дороги на наших островах, а также к тем, кто контролирует эти процессы, самые жесткие. Это касается и качества, и сроков. Ведь от состояния дорог зависит очень многое. И внешний вид населенных пунктов, и развитие экономики и инвестиционная привлекательность региона. На этот год дорожный фонд Сахалинской области составил порядка 11 миллиардов рублей. Это региональные и федеральные деньги.
- До 1 июля губернатор ставил задачу завершить ямочный ремонт. Удалось ли справиться в установленные сроки?
- Большая часть была выполнена в срок – это свыше 33 тысяч квадратных метров. До середины июля оставалось завершить работы всего лишь на двух тысячах «квадратах». Двухнедельное отставание было связано с погодными условиями в трех муниципалитетах.
- За последние четыре года площадь ямочного ремонта сократилась втрое. С чем это связано?
- Действительно, если в 2021 году мы приводили в порядок почти 102 тысячи квадратных метров, то в текущем году 35 тысяч. Кстати, количество выявленных дефектов также сократилось в три раза – с 9,8 до 3,1 тысячи нарушений целостности дорожного полотна. И тому несколько причин – во-первых, с подрядчиков стали жестче спрашивать за качество укладки дорожной одежды. В случае если даже на стадии завершения строительства дороги выявлены дефекты, объект не принимается до их полного устранения. Плюс вводимые в строй дороги обслуживаются по гарантии за счет средств подрядчика. Во-вторых, своевременное проведение ямочного ремонта продлевает срок службы асфальтобетонного покрытия.
- Сколько вообще километров трасс находится на обслуживание в регионе, и в каком они находятся состоянии?
- В Сахалинской области протяженность автодорог регионального и межмуниципального значения составляет почти тысячу километров. Около половины из них за последние годы приведены в нормативное состояние. Порядка 430 км имеют асфальтобетонное покрытие. До 2028 года приведут в порядок еще 130 км дорог и обустроят свыше 650 погонных метров мостовых переходов.
- Вы упомянули мосты. Что делается в этом направлении в настоящее время?
- В настоящее время ведется строительство моста через реку Целебная. Все работы должны быть завершены в следующем году. Стартовало возведение мостового перехода через Лютогу в Аниве. На завершающей стадии находятся реконструкция путепровода в Долинске, строительство моста через Пограничный ручей в Рейдово. Стоит также отметить, что подрядчики «Сахалинавтодора» занимаются сейчас демонтажем старых японских мостов через реки Ханкотан и Отселе. На их месте появятся современные водопропускные трубы.
- Как обстоят дела с дорогами местного значения?
- Таковых в нашем регионе более 3 тысяч километров. Порядка половины имеют твердое покрытие. Работы по их содержанию и ремонту ведутся во всех муниципальных образованиях. По поручению губернатора в первую очередь приводятся в порядок дороги, ведущие к социально значимым объектам. Постоянно повышается транспортная доступность Сахалина и Курильских островов. В этом году планируется отремонтировать более 30 км местных дорог, в том числе в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» более 4 км.
- Применяются ли новые технологии в дорожном строительстве?
- Наше министерство выступило с инициативой использовать золошлаки при строительстве дорог. В следующем году мы приступим к апробации технологии. И здесь мы будем иметь два больших плюса. Во-первых, золошлаки снизят стоимость работ, а это значит, что будут высвобождаться средства на строительство еще большей протяженности новых дорог. При этом качество не пострадает. Также мы сможем улучшить экологическую ситуацию в регионе, ликвидируя накопившиеся золошлаки в селе Ильинском. Пилотный проект по новой технологии будет реализован на автодороге Лермонтовка – Вахрушев. Этой осенью должны завершиться проектно-изыскательные работы.
- Какие самые значимые проекты находятся в стадии реализации?
- В первую очередь стоит сказать о Западном объезде. Этот проект долгожданный. Благодаря губернатору Валерию Лимаренко, мы все же его сделаем. Первый этап завершим в 2026 году. Это почти 24 км новой трассы. Это позволит разгрузить Южно-Сахалинск от транзитного транспорта. При этом существенно сократится нагрузка на улично-дорожную сеть островной столицы, что, в свою очередь, увеличит сроки эксплуатации городских дорог. Также улучшится экологические обстановка в городе.
На федеральной трассе Южно-Сахалинск – Оха устраним все грунтовые разрывы в 2025 году. В текущем планируем уложить асфальт почти на 60 километрах грунта. В следующем – закроем вопрос полностью. Кроме того, в ближайшие два года проведем капремонт автодороги Южно-Сахалинск – Корсаков. Помимо реконструкции будет увеличена ширина проезжей части до 4 полос. В нормативное состояние приведем к 2026 году 58-километровую трассу Невельск – Томари – аэропорт Шахтерск.
- Какие еще меры принимаются, чтобы улучшить качество дорог в регионе?
- Практически в ежедневном режиме главы муниципальных образований лично и специалисты профильных служб осуществляют контроль за ходом строительства и ремонтных работ. Губернатор регулярно проводит совещания, на которых требует должного внимания к решению актуальных вопросов со стороны чиновников. Он сам постоянно посещает дорожные объекты, чтобы на месте понять и посмотреть, все ли выполняется согласно установленным планам. Так что спрос за нашу работу жесткий, ведь мы отвечаем как за комфортное проживание островитян, так и за туристическую и инвестиционную привлекательность Сахалинской области. И останавливаться на достигнутом не собираемся. Впереди еще много дорожных проектов.