Роль образования и науки в формировании устойчивого развития региона обсудили эксперты на площадке 28-го Дальневосточного энергетического форума «Нефть и газ Сахалина». В центре внимания оказались вопросы подготовки кадров, проектного обучения и интеграции образовательных процессов с нуждами индустриальных партнеров. Участники сессии подчеркнули важность создания условий для научного и технологического прогресса в регионе, что особенно актуально в свете трансформации экономики и растущего спроса на высококвалифицированные кадры.
Ранняя профориентация молодежи и подготовка своих, островных профессионалов – один из приоритетов политики губернатора Валерия Лимаренко. Он неоднократно на различных площадках подчеркивал высокую потребность областной экономики в насыщении собственными высококвалифицированными кадрами.
«Сегодня Сахалин - одно из лучших мест в ДФО, где можно построить карьеру, ведь благодаря реализации крупных инвестиционных проектов на территории Сахалинской области создается более 15 тысяч рабочих мест, - подчеркивает глава региона. - При поддержке федеральных властей мы строим кампус мирового уровня СахалинТех. С этого года каждому студенту мы выдаем карьерный план – это пошаговая инструкция к будущему. Нам нужны специалисты в сфере нефти и газа, транспорта и логистики, рыбодобывающего комплекса, цифровых технологий. А также для новых отраслей экономики – водородной энергетики и беспилотных авиасистем».
Именно поэтому роль образования в устойчивом развитии региона сейчас сложно переоценить.
Модератор сессии, проректор по науке СахГУ Алексей Огнев в своем вступительном слове отметил важность взаимодействия науки, образования и бизнеса для развития региона. По его словам, это невозможно без тесной связи университетов и академических институтов с индустриальными партнерами.
«Мы наблюдаем ситуацию, когда развитие региона тесно связано с Сахалинским государственным университетом и процессом формирования «СахалинТех». «СахалинТех» – это источник знаний, технологий и кадров, которые будут работать на развитие нашего региона. В его состав будут входить Сахалинский государственный университет, филиалы других университетов, академические институты Дальневосточного отделения Российской Академии и, конечно же, наши индустриальные партнеры, с которыми работает и университет, и академическое сообщество», - подчеркнул Алексей Огнев.
Он подчеркнул, что в рамках этих трансформаций будет создана среда для развития науки и технологий, где не только студенты, но и школьники региона смогут раскрыть свой потенциал. Подобные инициативы будут способствовать росту кадрового насыщения региона и развитию новых научных направлений.
В своем докладе директор Передовой инженерной школы СахГУ Константин Чесноков обозначил уникальность положения Сахалинской области, в котором острова выступают пилотной площадкой для реализации самых прорывных решений, включая образование и научно-исследовательские работы. В связи с этим он отметил важность адаптации образовательных процессов к запросам индустриальных партнеров.
«Одним из ключевых аспектов подготовки инженеров в Передовой инженерной школе является проектная стратегия, которая предусматривает тесное сотрудничество с партнерами. Мы берем сильные инженерные, айтишные и другие команды, собираем их, приводим туда студентов и начинаем буквально в моменте реализации проекта обучать их необходимым компетенциям. Студенты школы, работая над реальными задачами, не просто учатся, но и формируют набор необходимых знаний для применения в своей будущей профессии. Также важно, что их дипломные работы могут выполняться в формате групповой защиты, а не индивидуальной, как это было раньше», - рассказал Чесноков.
Основная задача школы, по словам Чеснокова, заключается в подготовке востребованных специалистов, способных решать задачи будущего. Выпускниками Передовой инженерной школы будут «штучные» высококвалифицированные специалисты, действительно востребованные на региональном рынке труда.
Одной из важных составляющих процесса обучения является гибкость программы подготовки, при которой происходит коррекция образовательных траекторий в зависимости от потребностей рынка. Кроме того, Чесноков отметил важность организации специализированных образовательных пространств, где студенты работают над проектами на разных этапах своего обучения. Это позволит младшим курсам учиться у старших, а преподавателям — выступать в роли руководителей проектов.
Чесноков также упомянул значимость партнерства с работодателями в формировании образовательной модели.
«Мы предлагаем работодателю вместе с нами выстроить эту образовательную модель. Это первый этап и самый важный, потому что мы понимаем, что текущего уровня образования недостаточно для того, чтобы отвечать на запросы рынка. Поэтому мы в первую очередь учим наших педагогов. На следующем этапе мы доказываем свои инженерные компетенции, показываем, что мы можем реализовывать проекты, начиная с самых небольших, переходя к более крупным, чтобы верифицировать наши компетенции», - прокомментировал директор школы.
Директор по персоналу ООО «Сахалинская Энергия» Александр Шейкин в своем выступлении отметил, что кадровый вопрос является одним из ключевых факторов, влияющих на устойчивое развитие как отрасли, так и региона в целом. Он подчеркнул, что без сильных кадров невозможно говорить о долгосрочном успехе, добавив, что любые технические проекты должны начинаться с людей.
Особое внимание в своем докладе Шейкин уделил вопросу взаимодействия между бизнесом и образовательными учреждениями. Он отметил, что на Сахалине сложилась уникальная ситуация: в регионе сосредоточено большое количество компаний, обладающих передовыми технологиями и знаниями, которые невозможно найти в учебниках.
«Сегодня знания сконцентрированы на предприятиях, и это требует особого подхода к подготовке кадров. У нас есть уникальное оборудование, с которым можно работать только на месте, и для него нет стандартных программ обучения. Таким образом, работодатели вынуждены сами разрабатывать образовательные программы для подготовки специалистов. ООО «Сахалинская Энергия» уже разработала два профессиональных стандарта в области сжижения газа — для инженеров и рабочих специальностей. Это лишь один из примеров того, как бизнес берет на себя инициативу в обучении кадров. Работодатели подстраивают стандарты под свои нужды, создавая профили и компетенции, которые необходимы для работы на конкретных проектах», — объяснил Шейкин.
Он обратил внимание на проблему разобщенности в отрасли: каждая компания решает кадровые вопросы по-своему, и это мешает созданию единой системы подготовки кадров.
«Бизнес и образовательные учреждения должны работать в более тесной связке, чтобы создать единую образовательную программу, которая будет учитывать потребности разных работодателей», - подчеркнул эксперт.
Он предложил системный подход к решению кадровых проблем и указал на необходимость унификации образовательных стандартов и консолидации усилий работодателей и учебных заведений, чтобы формировать специалистов, которые будут готовы сразу включаться в работу на предприятиях области.
Президент компании АО «ПЕТРОСАХ» Александр Фуреев в своем выступлении отметил, что из 400 сотрудников его компании порядка 70% - уже предпенсионного возраста. В связи с этим для предприятия подготовка высококвалифицированных кадров на островах – как никогда актуальна.
«Как неоднократно подчеркивал губернатор Валерий Лимаренко, переработка нефтеуглеводородов – это будущее региона, все к этому идет. И уже сейчас надо готовить таких специалистов. Поэтому мы очень заинтересованы в развитии университета и передовой инженерной школы», - подчеркнул Фуреев.
Свой взгляд на перспективы образования в островном регионе представила управляющая по Сахалинской области ПАО «Сбербанк» Марина Дементьева.
«Любой человек, который стремится к карьерному росту и планирует своё будущее, должен обладать тремя видами компетенций: жёсткими навыками, которые дают классическое образование, мягкими навыками, развиваемыми через взаимодействие и проектную работу, и, конечно, цифровыми навыками. Причём цифровые навыки — это не только программирование, а способность разбираться в современных технологиях и анализировать большие данные».
Она отметила, что на Сахалине недавно была открыта «Школа 21» - уникальный образовательный проект Сбера.
«Это образование не связано с классическим, сюда может прийти любой желающий от 18 лет и старше. По стране уже открыто 10 таких школ и мы отмечаем, что нас учатся люди и в 60 лет, которые стремятся получить дополнительные навыки. Школа бесплатная благодаря поддержке правительства Сахалинской области. Образование длится от 1,5 до 3,5 лет. Если мы говорим в привязке к бизнесу, то по истечению полутора лет обучения в нашей школе, студент должен получить практику. И это ответственность каждого ученика найти себе бизнес-партнера, где он может проходить практику. Как правило, после первого года обучения в «Школе 21» этих ребят с удовольствием берут на работу наши индустриальные партнеры», - рассказала Марина Дементьева.
Отметим, что участники молодежного трека «Кадровый потенциал для развития отрасли» на Дальневосточном энергетическом форуме «Нефть и Газ Сахалина» получили до тридцати предложений о практике, стажировке и трудоустройстве от ключевых нефтегазовых компаний региона. После прохождения процедуры согласований и этапов отбора будет подведён окончательный итог. Всех участников трека будут сопровождать карьерные консультанты до момента устройства на работу.
Всего в треке приняли участие 200 человек из Сахалинской области, Санкт-Петербурга, Москвы, Республики Башкортостан, Ямало-Ненецкого автономного округа, Томской, Нижегородской, Московской областей, Ханты-Мансийского автономного округа, Краснодарского края, Республики Татарстан, Тюменской, Новосибирской областей, Ставропольского и Приморского краёв, Удмуртской Республики. Кроме того, в составе трека были выпускники Всероссийского молодёжного форума «ОстроVа» платформы Росмолодёжь.
«Основная цель молодёжного трека — это, конечно, кадры. Это привлечение молодых специалистов в отрасль и в Сахалинскую область. Ребята должны знать и понимать, что на Сахалине есть возможности для профессиональной реализации и есть всё для того, чтобы создать семью. Программа молодёжного трека как раз на это направлена. Познакомить ребят, влюбить в Сахалин», — поделилась и.о. генерального директора агентства по развитию человеческого капитала Сахалинской области Наталья Журавлёва.
К примеру, магистрант Александр Пчёлкин получил два предложения от сахалинских компаний. Теперь молодому человеку предстоит сделать выбор и определиться, где он будет развиваться профессионально. Александр обучается в магистратуре по направлению экологии и природопользования.
«Я доволен результатами форума. Я увидел, что Сахалинская область заинтересована в молодых кадрах, которые заканчивают или закончили своё обучение и находятся в поисках работы. Я сделал всё, чтобы показать свои знания, умения и навыки. Я на Сахалине уже был и задумывался о том, чтобы здесь остаться. Теперь такая возможность у меня появилась», - поделился Александр.
Напомним, молодёжный трек организован по поручению Губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко. Благодаря его работе участники из различных регионов России не только представили свои знания и навыки, но и узнали о возможностях профессиональной реализации на Сахалине. Сопровождение карьерными консультантами поможет им успешно адаптироваться на новом месте и найти достойную работу. Молодёжный трек подтвердил свою значимость как инициатива, способствующая привлечению кадров в нефтегазовую отрасль и развитию региона.