Собачья работа

Собачья работа
Фото автора

Покой и тишина только снятся сотрудникам пункта временного содержания животных в селе Лиственничное близ Южно-Сахалинска. Десятки бездомных псов готовы «общаться» круглосуточно – лай не стихает ни на минуту. Как они попадают сюда, и что происходит с ними дальше, выяснил корреспондент «МК на Сахалине»

Ластятся и боятся

На территории питомника стоит такой жуткий гвалт, что нам с начальником пункта Иваном Рымарем приходится не разговаривать, а перекрикиваться. Мохнатые бродяги выражают вовсе не агрессию – напротив, большинство из них соскучились по человеческой заботе. За звуками беспрестанного лая скрывается просьба погладить, потрепать за ушком, сказать что-нибудь ласковое.

– По некоторым видно, что они когда-то жили дома – ластятся к людям, – говорит Иван Викторович, почесывая блаженно развалившуюся перед ним огромную овчарку. – Потом, видимо, надоели хозяевам, те их и выкинули. Щенки, которые на улице родились, тоже еще не успели озлобиться. А вот собаки, долго живущие на улице, в основном прячутся, боятся людей.

Действительно, «постояльцы» одних вольеров восторженно и дружелюбно бросаются навстречу, пытаясь прорваться сквозь решетку. Тогда как обитатели других, завидев человека, скорее прячутся в будке. Только глаза сверкают из темноты, настороженно следя за каждым движением. Правда, начальника почти в каждом вольере ждет радушный прием – Ивана Рымаря животные любят, доверяют ему. Спрашиваем, есть ли у него четырехлапый питомец?

– Дома у меня только попугай, – смеется он. – Здесь общения с собаками вполне хватает!

На Сахалин Иван Викторович приехал десять лет назад, долгое время работал ветеринаром в островном зоопарке. Последние два года трудится здесь, в пункте временной передержки – сначала также ветеринаром, потом стал руководителем. Правда, работу врача тоже продолжает выполнять.

Сети, операция, клеймо

Питомник работает в рамках программы отлова бездомных животных. Такие сегодня действуют в каждом муниципалитете и направлены на защиту людей от бродячих собак гуманными способами. То есть животных не убивают – раньше в регионе был распространен именно этот жестокий метод сокращения их численности. Сейчас привозят в пункт, где стерилизуют, а затем выпускают на улицу там же, где поймали.

– Эта работа идет с февраля 2014 года, – рассказывает старший инспектор отдела управления мониторинга городского хозяйства мэрии Южно-Сахалинска  Елена Кондрашова. – В структуре учреждения «Зеленый город» создано специальное подразделение, в штате которого – бригада ловцов, ветеринарные врачи и другие сотрудники пункта временного содержания.

Ловцы работают по заявкам жителей, которые обращаются в департамент городского хозяйства. Люди называют адреса дворов, где гуляют бездомные собаки, дают описание животных. Бригада отлавливает их с помощью специальных сетей или дротиков со снотворным – если зверь не дается. Работают ловцы только в светлое время суток, причем детей рядом быть не должно. Если во дворе играет ребятня, бригада уезжает и возвращается позже.

– В прошлом году поступало много заявок от жителей улицы Деповской, – вспоминает Елена Кондрашова. – Здесь шло расселение бараков, и многие люди бросили своих собак. Осенью приходится часто выезжать в дачные массивы, где, опять же, бросают питомцев после летнего сезона.

Затем животные попадают в пункт временного содержания, где должны находиться не больше двух недель. На территории питомника обустроены 45 вольеров с будками и ветеринарный модуль. Одновременно здесь могут находиться около 130 собак.

Первым делом барбосов осматривают ветеринары – здесь их двое. Один из них – сам Иван Рымарь.

– Здоровых и не агрессивных животных сразу определяем в вольеры, – поясняет он. – Если же собака представляет опасность для людей или неизлечимо больна, то ее приходится усыплять.

В пункте бродягам травят глистов, вакцинируют против бешенства, стерилизуют и ставят клеймо. Кстати, в скором времени планируется обустроить утепленное помещение, где будут держать животных после операции. Сейчас они живут вместе с остальными в уличных вольерах. Холода, по словам начальника пункта, животным не страшны. Правда, во время совсем уж трескучих морозов им утепляют будки, а также стараются не привозить сюда щенков.

После полного восстановления животных возвращают на ту территорию, где их выловили. Иногда, конечно, вновь поступают заявки на их отлов, но зверей с клеймом бригада уже не трогает.                                              

Щенячий вопрос

Программа работает в рамках регионального закона. Как это часто бывает, он далек от совершенства. Например, не прописано, что делать с попадающими в питомник беременными собаками и щенками. Сегодня, если есть заявка на их отлов, животных в любом случае везут в пункт передержки.

– Иногда понимаем, что собака беременна, уже при осмотре, – рассказывает Иван Викторович. – Ждем родов, стерилизуем уже после, потом отпускаем. Щенков же нельзя кастрировать до восьмимесячного возраста. Получается, все это время они должны жить у нас. Тот же вопрос и в отношении детенышей, которые попадают к нам. Например, когда ловец забирает недавно родившую собаку, то привозит и ее малышей – не бросать же их одних на улице.

В этом плане одна из главных проблем – питание маленьких бродяг. Для питомника закупают корм премиум-класса, но подходит он только взрослым собакам. Чем потчевать щенков, в программе не прописано. Сегодня им предлагают тот же корм, хорошо размоченный в воде.

Справедливости ради надо сказать, что депутаты областной Думы время от времени вносят поправки в документ. Планируют менять его и дальше, как того требует жизнь. Например, по словам начальника пункта, в парламенте уже подняли вопрос «узаконивания» содержания щенков в таких питомниках. Так что в ближайшее время проблема может решиться.

Найти хозяина

За два года на улицах Южно-Сахалинска и пригородов выловили больше четырех тысяч бродячих животных. Не только собак – в сети попали также около 30 бездомных кошек. С ними проводят те же манипуляции, только держат, конечно, отдельно. Нередко поступают заявки и на отлов породистых животных. В питомнике побывали спаниели, таксы, кавказские овчарки, даже маленький терьер.

Бывает и так, что ловцы привозят животных, за которыми хозяева либо просто не уследили, либо не контролируют их прогулки. Если ветеринары видят, что собака ухожена, не боится людей, то ждут десять дней – вдруг объявится хозяин. Возвращают питомца по акту приема-передачи – записывают паспортные данные, адрес и телефон.

Частенько в пункт передержки заглядывают волонтеры организации «Животные. Территория спасения» – подкармливают постояльцев «вкусняшками», играют с ними. Кроме того, помогают пристроить их в добрые руки. За время работы питомника 46 собак нашли новых хозяев. Волонтеры регулярно их навещают, проверяют, в каких условиях содержат животных.

– Посчитать, сколько бродячих собак сегодня бегает по улицам города, очень сложно. Приблизительный мониторинг показал, что их больше трех тысяч. Надеемся, когда-нибудь станет меньше благодаря нашей работе, – говорит Елена Кондрашова. – Все осложняется тем, что некоторые жители сначала заводят животных, а потом выбрасывают. Стоит помнить пусть и банальную, но верную фразу: мы в ответе за тех, кого приручили.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 16 марта 2016

Заголовок в газете: Как решают проблему бродячих животных в Южно-Сахалинске и пригородах

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру