Можно ли региональному автору снять свой кинофильм?

Многие думают, что для того, чтобы снимать фильмы, нужно обязательно работать в большой киностудии или хотя бы иметь дорогую кинокамеру, но это не совсем так.

 

Можно ли региональному автору снять свой кинофильм?
Фото автора

 Сразу после завершения первого кинофестиваля регионального кино «Островной экран», который проходил в Южно-Сахалинске, мы поговорили с организатором этого форума, начальником мастерской «Европеец-азиат», сахалинским кинокритиком Ильей Шамазовым. Он рассказал, как снять кинофильм в регионе и что с ним делать дальше.

Сам себе режиссер

- Что нужно, чтобы снять фильм на Сахалине?

- Желание и решимость. Кино можно снять за относительно небольшие деньги. Самое дорогое здесь техника, потом транспорт, если фильм снимается не в Южно-Сахалинске, ну и какие-то зарплаты, если наняты специалисты.

Но сейчас, как правило, создатели любительских фильмов являются полноценными кинопроизводителями, то есть продюсерами, режиссерами, операторами и монтажерами в одном лице. Часто им не хватает поддержки старших и более опытных товарищей.

На кинофестивале «Островной экран» показывали фильм «Мои товарищи», это работа, которая в 1971 году получила приз за лучший дебют на смотре любительских кинокартин. Ранее я случайно увидел фрагмент этого фильма на одном из телеканалов. Нашел автора, взял копию фильма и расспросил его, как он над ним работал. И он рассказал, что был строителем, шел после работы в киноклуб, спускался в подвальчик, где был доступ к монтажному столу, ему выделялось какое-то количество пленки, и он монтировал отснятый материал.

С ним работали кураторы, наставники, которые подсказывали, говорили, что где-то надо урезать, а что-то доснять и добавить в фильм.  Таким образом человек получал возможность творить, причем в свободное от работы время.

Сейчас такой работы официально не ведется. Есть мастерская «Европеец-Азиат», которой я руковожу в рамках кинодосугового объединения, изначально планировалось, что она будет работать в том числе как киноклуб: у нас есть техника, ресурсы, понимание того, как надо снимать кино. Но пока нет механизмов, которые позволяли бы нам быть полноценным клубом, мы им являемся негласно, некоторые сложности связаны с российским законодательством.

Думаю, что все официально оформим в ближайшее время, потому что на подобную деятельность есть запрос у кинолюбителей, знаю об этом из первых рук, потому что знаком почти со всеми сахалинскими авторами. На кинофестивальные работы сахалинцев важно было посмотреть директору кинодосугового объединения, другим людям, которые хотят, чтобы региональное кино на Сахалине было. Они не смогли пройти мимо этого события, видели эти работы, сидя в зале, и по достоинству их оценили, а надо сказать, что большинство фильмов было весьма высокого уровня. И я думаю, что общее понимание, что поддерживать любительские частные инициативы надо обязательно, у них теперь есть. И не всегда дело только в рубле, может быть, лучше и правильнее поддерживать ресурсами, съемочной техникой.   Основные средства создателя фильма уходят на камеру, и когда он ее покупает, то выясняется, что к ней нужно приобрести еще 125 примочек, которые в совокупности обойдутся еще дороже, чем сама камера. И ему всегда чего-то не хватает, в итоге то у него картинка распадается, то ночью ничего не видно – бесконечный ряд проблем.

Нужно брать и снимать

- Насколько дорогую и совершенную нужно иметь камеру, чтобы снимать кино?

- Любую. Можно на камеру телефона даже снять. В прошлом году в прокате был фильм Стивена Содерберга, снятый на Айфон. При этом он маститый режиссер, получавший в свое время Оскара. Так что снимать можно на что угодно, главное, чтобы результат трогал человека и его к чему-то мотивировал.

- Могут ли на Сахалине люди с деньгами спонсировать фильм?

- Да, если они при этом являются заказчиками. Например, жюри отметило на фестивале две работы в конкурсе, которые по факту заказные, обе режиссера Саши Зарчикова. Первая заказана музыкальным коллективом, а вторая сельскохозяйственным техникумом, но это хорошие картины, и они выходят за рамки заказных. Оба фильма являются авторским размышлением, по ходу действия создатель ленты потихоньку, вкрадчиво вставляет какие-то свои мысли и эмоции по поводу происходящего. Думаю, что если бы Александр сам снимал на эти темы, то был бы более многословен, на мой взгляд, есть у этого автора такая особенность, его надо редактировать. А здесь внешним цензором выступила принимающая организация, и автор рассказал конкретную историю, не впадая в излишнюю задумчивость, это, безусловно, пошло этим фильмам на пользу. В итоге получилось глубоко и при этом лаконично.

- Чтобы быть профессионалами, нужно иметь кинообразование?

- Это, конечно, желательно, но не обязательно. Например, в 70-х в нью-йоркской киношколе проходили довольно длинный теоретический курс, и только года через два брали в руки камеру.

Сейчас многие россияне идут туда учиться, если есть знание языков, материальные ресурсы, например, родительские или человек заработал на съемках рекламы. У меня друг окончил недавно эту школу, и я его спросил, ну что там, опять теория, на что он отвечает, что ничего подобного, человеку сразу дают задание, в результате которого он сразу начинает снимать. И я для себя понял, что, живя в современном мире, мы имеем дело с бесконечным потоком медиа-контента. Если человек и не знает, как снимать, то он видит, как это делают другие. И тем проще современному поколению школьников и студентов, на которых обрушивается мощный видеопоток.

Каких-то правил монтажа они могут не знать, но они их уже прочувствовали, потому что постоянно что-то смотрят. И вот эта насмотренность дает сегодня возможность творить и без образования, но, конечно, не всем, а творчески мыслящим людям, имеющим при этом желание высказаться. В общем, надо брать – и снимать, если ты чувствуешь в себе способности. Понятно, что нужно еще и огранять этот алмаз, это следующая задача. Талантливых людей хочется отправить учиться сразу.

Вот, например, жюри фестиваля «Островной экран» хвалило автора фильма Сергея Озерова из студии телевизионных фильмов «Воздух» за тот месседж, за то сообщение, которое он несет миру, но ему нужен хороший сценарист. Пока он все делает сам, от и до, впрочем, как и все остальные. И вот каждый в чем-то недобирает, Сергею нужно просто поучиться драматургии, умению оформлять свои мысли в законченные высказывания, чтобы зритель был в состоянии их понять. Ясно, что, когда тебе не 20 лет, сложно ехать куда-то учиться, но это все-таки желательно, чтобы твои кинематографические работы были еще круче.

- Например, фильм получил гран-при на региональном фестивале, что дальше?

-  Можно заявиться с этим фильмом на всероссийский фестиваль – их в стране большое количество – и даже на Каннский фестиваль. На самом деле оказаться в программе короткометражных фильмов Кан-нского кинофестиваля не так-то сложно. Там очень много принимают работ, нет единого большого экрана, люди сидят в зальчиках и смотрят что хотят.

Одна из проблем кинолюбителя, что у человека может хватить времени и сил снять свой фильм, а заниматься его продвижением не хочется, для него это уже сверхусилие. Потому что он создал свою картину не для славы. А заниматься обиванием порогов – это не его, где-то не хватает энергии, а где-то смелости.

В этом направлении, например, тот же Александр Зарчиков все время дерзает, он самый «показываемый» за пределами региона сахалинский режиссер. У него же получается все время попадать на фестивали, значит, теоретически и другие могут, можно начать с дальневосточного фестиваля, допустим «Точки возврата», который регулярно проходит в Хабаровске.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 19 декабря 2018

Заголовок в газете: С Сахалина – в Канны

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру