Ирландские страсти и страхи: Чехов-центр представил первую премьеру сезона — драму «Порция Кохлан»

Ирландские страсти и страхи: Чехов-центр представил первую премьеру сезона — драму «Порция Кохлан»
фото: Сергей Красноухов / Чехов-центр

В Чехов-центре 6 и 7 сентября состоялась первая премьера 93-го сезона — драма «Порция Кохлан». Спектакль по пьесе ирландского драматурга Марины Карр на островной сцене поставил петербургский режиссер Олег Еремин. Какой получилась его новая работа — в материале «МК на Сахалине».

Марину Карр считают одним из ярких представителей современной британской драматургии. Многие ее пьесы наполнены античными аллюзиями, сюжетами древнегреческих мифов, черным юмором и ирландским колоритом. Все это нашло отражение и в «Порции Кохлан», написанной в 1996 году. И еще один удивительный факт — пьеса родилась на свет по заказу Государственного роддома в Дублине.

Она рассказывает о женщине по имени Порция Кохлан (Светлана Задвинская), которая отмечает тридцатилетие. Формальные и общественно принятые атрибуты счастливой жизни у нее есть: любящий муж Рафаэль (Виктор Крахмалев), трое детей, достаток, друзья, родители. Однако радости и гармонии в душе главной героини нет даже в зачаточном состоянии. Половину своей жизни Порция скорбит о брате-близнеце Габриэле (Илья Романов), который утонул в реке Белмонт в день их 15-летия. Неотгореванную потерю и жуткий секрет, связанный с гибелью брата, она тоже пытается утопить: в алкоголе, встречах с любовником, пассивной и активной агрессии. И тут предсказуемый спойлер: ни один из этих способов не помогает ей избавиться от скелета в шкафу — точнее, призрака, заточенного в аквариум. Вот с этим экзистенциальным кризисом и всеми его оттенками зрителю и предстоит жить три с лишним часа, что идет спектакль. Но есть вероятность, что не отпустит и после, накрывая внезапными флешбэками перед сном и попытками разгадать увиденное.

Анонсируя эту постановку, главный художник островного театра Кирилл Пискунов обещал сахалинцам технически сложный и во многом экспериментальный спектакль. «Порция Кохлан» стала его первой совместной работой с режиссером Олегом Ереминым.

Кирилл Пискунов. фото: Сергей Красноухов / Чехов-центр

«Меня всегда удивлял и поражал его потрясающий интеллектуальный уровень. Давно было желание войти с ним в творческий тандем. На первом этапе мы долго выбирали материал, было много разных предложений от режиссера, пока не попалась эта пьеса — абсолютно замечательная, гениальная. Такая, которую редко встретишь у современных авторов. В сценическом оформлении будут сюрпризы, новшества для нашего театра. И тем интереснее была моя задача. Мы в Чехов-центре последнее время существуем в одной стилистике, а здесь она абсолютно другая — европейского театра, поскольку и пьеса западная. А поднятые в ней общечеловеческие проблемы будут понятны нашему зрителю. Думаю, каждый найдет крючочек, который зацепит его душу», — отметил Кирилл Пискунов.

Все локации, где будут происходить три дня из жизни Порции и ее окружения, на сцене представлены сразу. По ходу развития событий на них лишь мастерски будут расставляться нужные акценты. Хотя один элемент сценического оформления, вероятно, будет похищать внимание зрителя вслед за главной героиней чаще остальных — уже упомянутый выше не то аквариум, не то кубик льда с заточенным в него призраком утопленника Габриэля. По соседству с ним находится пологий луг у реки Белмонт, на котором развернется несколько ярких сцен.

фото: Сергей Красноухов / Чехов-центр
фото: Сергей Красноухов / Чехов-центр
фото: Сергей Красноухов / Чехов-центр
фото: Сергей Красноухов / Чехов-центр

Тут же представлена гостиная в доме Порции с царящим в ней полумраком, где герои выпьют немало ирландского виски и скажут друг другу много ядовитых слов. Особенно обильно они будут выливаться изо рта бабушки главной героини Блэйз (Алла Кохан / Татьяна Никонова), от реплик и манер которой наверняка сведет скулы даже у самого неэмоционального человека — это просто запредельная концентрация боли и желчи, которой невозможно не отравиться.

фото: Сергей Красноухов / Чехов-центр
фото: Сергей Красноухов / Чехов-центр

Как говорят в Чехов-центре, артисты очень любят работать с Олегом Ереминым и с нетерпением ждут его визитов в островной театр. При этом у петербургского режиссера уже сложился свой пул любимчиков-актеров, которых он активно задействует в своих постановках. Среди них — Светлана Задвинская, Наталья Красилова, Виктор Крахмалев, Антон Ещиганов, Илья Романов, Анна Антонова, Мария Картамакова, Константин Вогачев, которые, к радости сахалинских театралов, появятся в «Порции Кохлан» и сумеют в очередной раз удивить их своей завораживающей игрой.

фото: Сергей Красноухов / Чехов-центр
фото: Сергей Красноухов / Чехов-центр
фото: Сергей Красноухов / Чехов-центр
фото: Сергей Красноухов / Чехов-центр

«При выборе пьесы учитываешь свое состояние, возможности театра, прежде всего актерские, и место, где это прозвучит. Ведь одно дело — европейская часть России, и другое — Дальний Восток. Ты все эти компоненты складываешь и понимаешь: это должно прозвучать здесь, с этими людьми и в это время», — рассказал Олег Еремин.

Олег Ерёмин. фото: Сергей Красноухов / Чехов-центр

Ранее, на пресс-конференции в июне, он говорил, что при работе над этим спектаклем задался целью — вместе с артистами выйти на совершенно новый уровень профессиональных возможностей, поработать с их внутренним состоянием и глубже изучить себя. По его словам, главной задачей актеров было «присвоить этот материал себе, уйти от излишней театральности и добиться ощущения жизни героев».

фото: Сергей Красноухов / Чехов-центр

Свою новую работу Еремин лаконично охарактеризовал «постановкой о любви или же об ее отсутствии». Он считает, что тема семьи, тайн и интриг в ней актуальна всегда и для всех — именно поэтому этот спектакль и был поставлен.

«Хочется вызвать хоть какие-то эмоции: если грустно — грустите, если весело — смейтесь. Главное, чтобы люди не уходили с ощущением «какая сложная постановка» или с вопросом «и что режиссер хотел нам сказать?». Нет, если внутри что-то зашевелится, — это будет наша небольшая, но победа», — подытожил режиссер.

фото: Сергей Красноухов / Чехов-центр

В «Порции Кохлан» Еремин определенно не изменил себе и своему авторскому почерку — этот спектакль вышел многослойным, безупречным эстетически, полным ребусов, которые при этом необязательно разгадывать — его можно и нужно просто проживать вместе с артистами. Он вполне способен оказать и психотерапевтический эффект — для этого достаточно наблюдать за своими чувствами и ощущениями на протяжении этих трех часов, а потом попытаться исследовать их на свету за пределами зрительного зала.

фото: Сергей Красноухов / Чехов-центр

По словам директора Чехов-центра Татьяны Корнеевой, этот сезон было решено «делать серьезным» в противовес прошлому «развлекательному».

фото: Сергей Красноухов / Чехов-центр

«Здесь мы решили поковыряться в душах — наших и ваших, чтобы мозг перестал хохотать и поразмышлял о прекрасном, будущем, вечном, детях, родителях. Мне кажется, мы уже доказали, что наш зритель к этому готов. Мы приглашаем Олега Еремина к нам уже в четвертый раз. И ни одну его постановку нельзя назвать «привычной», «классической» и так далее. Достаточно вспомнить «Скупого», «Собачье сердце», с которым мы покорили Москву на фестивале «Золотая маска», и конечно, предпоследняя его работа в Чехов-центре — «Мария Стюарт». Все эти постановки неоднозначные и с определенным почерком мастера», — отметила Татьяна Корнеева.

фото: Сергей Красноухов / Чехов-центр

Следующий показ спектакля «Порция Кохлан» в Чехов-центре состоится 19 октября. За афишей театра можно следить на его сайте и в социальных сетях, например Telegram-канале.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру