На Сахалине прошел фестиваль-форум «Российская креативная неделя — Дальний Восток», объединивший экспертов и местные власти для обсуждения роли креативных индустрий в жизни региона. К дискуссиям присоединился губернатор Валерий Лимаренко, который отметил важность создания среды, где каждый творческий человек сможет реализовать свой потенциал. Он подчеркнул, что развитие креативной экономики поможет создать условия для раскрытия талантов сахалинцев и курильчан и поможет сделать жизнь окружающих людей комфортной и яркой.
Одним из ключевых спикеров форума стала старший менеджер практики государственных и социальных инициатив компании Рексофт Консалтинг Анастасия Окунева, на форуме она представила доклад на тему «Креативная экономика и островное самосознание». В интервью «МК на Сахалине» Анастасия рассказала, что определяет самобытность Сахалина и как креативная экономика помогает раскрыть её потенциал.
Анастасия, как бы вы описали понятие «островного самосознания»? Какие черты, по вашему мнению, его характеризуют в современной Сахалинской области?
Здесь было бы уместнее говорить об «островной самобытности», подтверждение которой я нахожу регулярно, а понятие «островное самосознание» несет в себе скорее негативный оттенок, подразумевая снобизм, закрытость и некоторое высокомерие, которых не наблюдается на Сахалине.
Как выглядит эта самобытность? Даже несмотря на свои различия, сахалинцы гораздо быстрее найдут общий язык между собой, чем с человеком из другого региона.
К тому же большая часть креативных идей, которые реализуются здесь, родились внутри островного сообщества, а к внешним инициативам, особенно со стороны федеральных проектов или компаний с большими финансовыми возможностями, относятся с долей настороженности.
Вы поднимаете проблему культурной изоляции отдаленных территорий, где жители часто оказываются в отрыве от актуальных культурных и социальных трендов. Как креативная экономика может помочь изменить ситуацию?
На ранних этапах изоляция может быть даже полезна, ведь она как раз и является причиной возникновения самобытности. Поэтому при интеграции во всероссийское социокультурное пространство эти черты, на мой взгляд, нужно сохранить.
Креативная экономика должна помочь интегрировать культуру Сахалина в массовую. Она может помочь рассказать о такой уникальной территории, как Сахалин, о закаленных людях, которые преодолевают трудности и побеждают не «благодаря», а «вопреки», что, в свою очередь, помогает создавать Сахалину собственный узнаваемый бренд, овеянный суровой романтикой.
Тем не менее, нельзя существовать полностью изолировано, и креативная экономика поможет донести до жителей Сахалина лучшие достижения и кейсы «большой земли» или других территорий, которыми можно вдохновляться.
Какие уже существующие элементы креативной экономики вы можете отметить на Сахалине? Есть ли конкретные примеры проектов или направлений, которые могли бы стать локальными «точками роста»?
Исследование, которое совместно проводят университет креативных индустрий Universal University, Ideas Garden и Рексофт Консалтинг, показывает, что в текущий момент общий уровень развития креативной экономики на Сахалине все же несколько ниже, чем в городах-миллионниках или в среднем в Дальневосточном федеральном округе, где драйвером изменений выступает Владивосток. Вместе с этим регион обладает одним из самых высоких показателей инвестиционной привлекательности в стране, что говорит об очень серьезном потенциале. Поэтому «точка роста» – это комплексное развитие креативных отраслей.
При этом, если смотреть структурно, то сейчас на Сахалине преобладают те же отрасли креативной экономики, что и в остальной России – IT, маркетинг и реклама, а также архитектура. Отдельно можно выделить исторически сильную культуру локальных медиа-ресурсов, вокруг которых на Сахалине традиционно создавалось сильное сообщество, которое в некоторой степени замещало привычные для жителей остальной страны сетевые сервисы, например, логистические, сферы услуг и др.
Насколько важна роль регионального правительства, в том числе губернатора Валерия Лимаренко, в поддержке и продвижении креативных проектов на Сахалине? Какую роль он сыграл в этом процессе?
Роль регионального правительства и лично губернатора Лимаренко очень важна, ведь проект по разработке стратегических направлений развития креативной экономики Сахалинской области возник как раз в результате запроса с их стороны. Мы видим, что глава области реально заинтересован в росте региона в этом направлении и поддерживает начинания жителей. Более того, привлечены топовые эксперты в различных креативных сферах, их задача вдохновить местное креативное сообщество на новые идеи и уникальные проекты. Есть идея обогатить стратегию для Сахалина максимально широким опытом. Кроме того, по нашим наблюдениям здесь как раз власти и представители креативных бизнесов демонстрируют ту самую черту «островного самосознания» – на Сахалине гораздо легче установить контакт, люди с большим желанием подсказывают, к кому обратиться, всегда готовы помочь, включаются, креативят.
На ваш взгляд, какие главные шаги необходимо предпринять для развития креативных индустрий в малых и отдалённых городах Сахалинской области? Как в этот процесс грамотно интегрировать культуру проживающих там коренных малочисленных народов?
По мировому опыту, успешных кейсов популяризации отдаленных территорий, когда инициатива исходит «снизу» или «сбоку» гораздо больше, чем когда она исходит «сверху». Поэтому главное, что может и делает руководство области – внимательно прислушивается и поддерживает креативные начинания местного бизнеса, причем часто отличные идеи поступают даже от индивидуальных предпринимателей.
Если говорить о примерах развития «снизу», то это могут быть уникальные места для посещения – рестораны с необычными блюдами, дома отдыха с нетривиальной концепцией и так далее. Кроме того, продвижение культуры малых народностей также способствует их популяризации и интеграции. Хорошим примером является Якутия, где развит этнографический туризм.
Какое место, по вашему мнению, занимает креативная экономика в развитии туризма на Сахалине? Возможно, есть удачные примеры синергии креативных инициатив и туристической привлекательности?
На мой взгляд, это два направления, которые могут развиваться независимо, но, большего синергетического эффекта для региональной экономики получится добиться тогда, когда креативная экономика и туризм будут «слышать» и дополнять друг друга. Приведу пример: индивидуальный пошив одежды в том или ином объеме всегда будет пользоваться определенным спросом. В любом регионе есть предприниматели, которые умеют и хотят создавать одежду, независимо от того, насколько привлекателен этот регион для туристов. Если местные модные бренды будут использовать локальные особенности, это может стать не только их конкурентным преимуществом, но и сделает их «негласным» региональным мерчем.
Также востребована и архитектура: в регионе строятся индивидуальные и многоквартирные дома, инженерные сооружения, развиваются промышленные объекты. Все это требует разработки проектной документации. Но когда здания и сооружения становится не просто функциональными, но и привлекательными, создают уникальный облик территории, это способствует развитию туризма. Динамичное развитие туриндустрии в принципе способствует улучшению качества сопутствующих сервисов.
Сахалинская область делает шаги по интеграции креативной экономики. Какие направления, на ваш взгляд, могут стать прорывными для региона в ближайшие годы?
Все направления креативной экономики над которыми мы сейчас работаем, их всего 8 – арт-индустрия, архитектура и урбанистика, кино и анимация, маркетинг, коммуникации и медиа, музыка и исполнительское искусство, разработка ПО и видеоигр, туризм, фэшн-индустрия, важны и предугадать, что «выстрелит», сложно. Сразу замечу, что каждое из направлений включает в себя несколько индустрий, например ювелирное искусство включено в направление мода, а гастрономия – в туризм.
Если теоретизировать, то кажется, что на островах прорывным потенциалом обладает именно гастрономия. В сахалинской кухне заметно влияние как российской, так и японской традиции, широко представлены морепродукты, а также есть и сильная корейская диаспора со своим видением ресторанного и не только бизнеса. И на стыке этих культур может родиться оригинальная концепция.
Ваша карьера охватывает консалтинговые проекты по устойчивому развитию городов и регионов. Какие решения для других регионов, возможно, могли бы быть адаптированы для Сахалина?
Обращусь не к своему проекту, но к российскому примеру, который мне кажется показательным и ярким. В городе Выкса в Нижегородской области руководство ОМК (Объединенной металлургической компании), одного из градообразующих предприятий, решило, что развития только самого комбината недостаточно для улучшения привлекательности региона, особенно для молодежи, чтобы в городе было интересно жить, а не только работать. Был запущен фестиваль современного искусства, известность которого вышла за рамки региона. Возможно, такой подход подойдет жителям для адаптации на Сахалине, где множество сильных предприятий энергетической направленности. Иными словами, в креативных индустриях важна и нужна поддержка не только региональных властей, но и крупного бизнеса.
Как вы считаете, что может помочь привлечению специалистов и предпринимателей в креативные индустрии на Сахалине? Какие условия нужны для успешного роста этой сферы?
Креативная экономика развивается вместе с развитием всего региона. Человеку нужно не только зарабатывать деньги, но и где-то их с удовольствием и пользой тратить, что способствует росту спроса на развлечения, культуру и так далее. Если человек зарабатывает, имеет возможность классно проводить время, растить своих детей, отдавать их в кружки или секции, и если у них есть возможность развиваться в чем-то, кроме того, что делают их родители, то это значит, что регион, а вместе с ним и креативная экономика будут расти и развиваться долгосрочно.