На площадке 28-го Дальневосточного энергетического форума «Нефть и газ Сахалина» состоялась дискуссия, посвящённая перспективам водородной энергетики. Сессия «Водородная энергетика: энергия будущего» с участием ключевых представителей государственной власти, бизнес-сообщества и научных кругов была посвящена внедрению водородных технологий в экономику региона и страны в целом, а также вызовам, с которыми сталкивается производство этого нового вида топлива. В выступлениях спикеров затрагивались вопросы технологической готовности, рыночного спроса и необходимости координации усилий всех участников рынка.
Модератором сессии выступил руководитель Центра компетенций технологического развития ТЭК ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Олег Жданеев.
Заместитель председателя Правительства Сахалинской области Вячеслав Аленьков представил доклад, посвящённый практическому подходу региона к внедрению водородной энергетики в экономику. Он особо подчеркнул, что использование чистых видов топлива – один из компонентов выполнения стратегии, которая сделает Сахалинскую область углеродно-нейтральным регионом уже к 2026 году.
«Достичь углеродной нейтральности нам позволит реализация ряда программ, в том числе классическая газификация. Это огромное направление, которое также ставит свои вопросы. Например, что раньше необходимо сделать: построить газовые заправки или перевести транспорт на газ? Бизнес не будет заниматься переводом транспорта на газ, пока нет газовых заправок. И здесь роль государства - сбалансировать эти процессы, создать рынок, инфраструктуру, потребность. Точно также необходимо действовать и с водородом» - сообщил Вячеслав Аленьков.
Сахалин активно развивает водородные проекты в трёх направлениях: эксплуатация полигона для тестирования водородных технологий на базе СКБ САМИ, подготовка к строительству коммерческого завода по производству сжиженного водорода и применение транспорта на водородных элементах – совместный с РЖД проект запуска водородного поезда.
«Что важно – государство действительно много вложило в водородный полигон, но вокруг него уже выстраивается и бизнес-кооперация. Есть конкретные пилотные проекты, связанные с энергоизолированными поселками. Русгидро участвует. Также потенциально отработка технологий интересна Россетям, и они вовлекаются своей частью - все, что касается автономных вышек сотовой связи. И есть конкретные операторы, которые ждут отработки этих технологий», - подчеркнул зампред.
По мнению Вячеслава Аленькова, для успешной реализации водородных проектов необходимо не только развивать технологии, но и готовить специалистов, которые смогут их эксплуатировать.
«Нужны не только разработчики, но и специалисты, которые будут эксплуатировать и ремонтировать эти установки. В целом, любая технология пошла в работу, когда вы научились ее ремонтировать, эксплуатировать и обслуживать. Все остальное это просто опытные образцы. Я считаю, что точно на Сахалине водородному кластеру быть, значит, надо накапливать и тестировать технологии здесь, в регионе. И я призываю всех участников и заинтересованных лиц, в том числе бизнес, подключиться к этому проекту», - прокомментировал Вячеслав Аленьков.
Директор АНО «УК Восточный водородный кластер» Андрей Горбунов выступил с докладом перспективных проектах развития водородной отрасли на Сахалине. Он подчеркнул, что сейчас у этого направления главная задача – преодолеть так называемую «долину смерти» технологий и довести их до промышленной и рыночной готовности.
«Полигон на Сахалине – это не просто лабораторные испытания. Мы отрабатываем оборудование в реальных условиях, выявляем и устраняем все технологические недостатки, доводя его до промышленной готовности. Сейчас мы работаем на пяти площадках. Две находятся на территории СКБ САМИ. Здесь мы отрабатываем технологию производства и хранения зеленого водорода. Там установлены солнечные электростанции на 300 кВт и работает электролизер на 5 кубометров, в процессе монтажа второй электролизер на 30 кубометров. Также на площадке отрабатывается втора технология - заправки и эксплуатации водородного транспорта», — сообщил Горбунов.
Кроме того, ведутся работы по созданию водородных накопителей для повышения КПД возобновляемых источников энергии. Один из таких накопителей уже направлен в посёлок Новиково на площадку Росгидро, где он будет использоваться для сглаживания колебаний энергоснабжения при использовании ветрогенераторов.
«В Новиково мы планируем повысить КПД ветроэнергетических установок с 10% до 30-40% за счёт водородных накопителей. Кроме того, еще один комплект уедет в село Огоньки снабжать электричеством сотовую вышку. И еще один комплект мы подготовили для полевого лагеря МЧС», — добавил Андрей Горбунов.
Отдельное внимание эксперт уделил подготовке кадров для водородной отрасли. В этом году на Сахалине открылась передовая инженерная школа, одно из ключевых направлений которой — водородная энергетика.
«Мы открыли магистратуру по водородной энергетике. Первый набор — 10 человек, и конкуренция была довольно высокой. Это важный шаг в подготовке специалистов для новой отрасли», — заявил Горбунов.
В заключение Горбунов отметил, то в перспективе эти технологии могут быть использованы в создании беспилотных аппаратов и крупного транспорта на водороде. В частности, ведутся работы с БелАЗом и Восточной горнорудной компанией по созданию водородных решений для тяжёлой техники и морских судов.
Одним из приоритетных проектов сахалинского водородного кластера является водородный поезд, над которым работают совместно Росатом, Трансмашхолдинг и РЖД. Руководитель проекта АО «Трансмашхолдинг» Александр Сляднев подробнее рассказал об этом проекте.
«Водородные поезда — это шаг в будущее, поскольку они экологичны: их выхлоп — это водяной пар, а водород — один из самых распространенных элементов на планете. Кроме того, по мощности он может конкурировать с традиционными источниками энергии, — отметил Александр Сляднев. - На начальном этапе применение водородных технологий на железнодорожном транспорте целесообразно внедрять на относительно небольших полигонах, таких как Сахалин. Здесь можно создать необходимую инфраструктуру и постепенно расширять её для дальнейшего масштабирования на всю Россию».
Разрабатываемый водородный поезд будет представлен в двух и трёхвагонной версиях. В двухвагонном исполнении поезд сможет проходить до 725 км на водороде и 80 км на батареях, в трёхвагонном — 435 км на водороде и 40 км на батареях. В поездах предусмотрено всё для комфорта пассажиров.
«Поезд проектируется с учётом современных стандартов удобства. Широкие двери, эргономичный салон, расширенные пассажирские сервисы, низкий уровень входной зоны обеспечивает удобную и безопасную посадку. Для машинистов предусмотрено центральное расположение органов управления, что позволяет управлять составом одному человеку без помощника», — подчеркнул Сляднев.
Первый опытный образец водородного поезда планируется завершить уже в 2025 году, а в 2026 году начнутся испытания на Сахалине. Производство водородных поездов на 80% будет локализовано в России.