Лето не успело наступить, а детей уже призывают продолжить учиться: узнать о профессиях, освоить компетенции, расширить кругозор. Почему так важно приучить наших ребят к мысли, что обучение – процесс непрекращающийся, естественный и захватывающий, расскажет руководитель направления дополнительного образования для детей учебного центра «Активное образование», в том числе руководитель детской компьютерной школы, молодежного технопарка и вечерней гимназии Татьяна БАТУРИНА.
Выбрать профессию вовремя
- Так ли важна профориентация, как нам об этом говорят? И почему вы посвящаете ей даже летние каникулы?
- Наш проект «Летний лагерь», в отличие от летних оздоровительных площадок, задуман прежде всего как профильный образовательный лагерь (но это не значит, что мы игнорируем оздоровительные мероприятия). Что хотим дать ребятам? В этом году мы займемся профориентацией, причем для детей с первого по одиннадцатый классы. Над профориентацией мы работаем очень давно – тесно сотрудничаем со службами занятости (как по детскому, так и по взрослому обучению), хорошо знакомы со всеми проблемами в этой сфере. Дело в том, что у школ, которые пытаются своими силами профориентировать учеников (занятия, классные часы, экскурсии и т.д.), не всегда получается это сделать в системе. Службы занятости, которые тоже уделяют внимание профориентации детей, все же отдают предпочтение работе со взрослыми. Поэтому выбор профессии – вопрос больной, но пока не решаемый должным образом. И это несмотря на существование таких масштабных проектов и движений, как соревнования WorldSkills и Абилимпикс, деятельность технопарков (Кванториум) и в том числе нашего учебного центра в течение всего учебного года.
Вернемся к нашему опыту проф-ориентации. Мы давно работаем в системе WorldSkills, готовим ребят, привозим медали с соревнований всероссийского уровня. Курсы УЦ «Активное образование» также всегда практико-ориентированные – ребенок имеет возможность попробовать ту или иную профессию. Но дети пробуют компетенции неосознанно, даже не понимая, что это – компетенция и частью какой профессии она является. Что же такое профессия? Из чего она состоит? Что такое должности и какими они бывают? Как работает предприятие, согласно какой системе? К сожалению, даже старшеклассники и выпускники зачастую этого не знают. То, что директор – не просто «самый главный человек», что на нем лежит ответственность за все происходящее на предприятии, - очевидно далеко не для всех.
Пандемия коронавируса перевела всех на дистанционное обучение. Большинство родителей, упоминая об этом, делают печальное лицо – ребятам пришлось непросто. Если в школе есть мотиватор-педагог, которому удается разными средствами и подходами вовлечь учеников в образовательный процесс, то для обучения дома необходима мощная самомотивация. Вот тут-то мы и столкнулись с отсутствием самомотивации у наших детей! А чтобы она появилась, ребенок должен осознать, к чему он стремится в будущем. Это взрослый (в лучшем случае) видит цель, ставит задачи, конкретизирует их и уверенно двигается к намеченному. Целеполагание у детей – это мотивация на будущее. Меня никто не убедит, что ребенок в пятом классе уже не должен понимать, к какому будущему он стремится. Ведь это мечта любого родителя, если восьмиклассник говорит: «Мама и папа, я буду поступать вот в этот вуз, буду готовиться к таким-то ОГЭ, затем сдам вот такой-то и такой-то ЕГЭ, подам документы туда-то и туда-то, потому что мне нужна вот такая-то специальность! А потом я еще доучусь здесь и здесь, приобретя необходимые мне компетенции».
Исходя из всего изложенного мы и решили предложить детям в летнем лагере более глубокую и системную профориентацию.
Не отряд, а предприятие
- Как будет проходить «отдых» в лагере?
- Работаем мы в течение всего лета – смена за сменой. Каждая смена занимает две недели и построена таким образом: с понедельника по пятницу с 9.00 до 16.30 ребята находятся в лагере (учебные классы на проспекте Победы, 65). Трехразовое питание, воспитатели, которые прошли повышение квалификации, владеют основами тренинговой деятельности – все обеспечим.
Две недели – это интенсив. Мы имеем возможность поработать с ребенком очень плотно. Первая половина дня отдается под образовательные занятия, все изучаемые специальности касаются IT-сферы, более того, все изучаемые в лагере компетенции входят в топ-50 профессий будущего (программирование, робототехника, инженерная робототехника, конструирование, обработка видео, продвижение в социальных медиа и т.п.). Таким образом мы приблизим ребят к конкретным профессиям.
У нас будут не отряды, у нас будут предприятия (с сохранением хорошо зарекомендовавшей себя системы «отряд – вожатый – староста»). Если это, к примеру, смена робототехники, то и ребята будут инженерами-робототехниками, а наше предприятие займется разработкой конкретного проекта и презентует его по завершении смены. В первый день мы придумаем название предприятию – вспомним всем известные бизнес-проекты и порассуждаем, почему они так называются, каким должно быть удачное название предприятия (почему Adidas или Nike называются именно так?), какое название поможет предприятию продвигать свою продукцию? Поговорим, на что ориентирован наш бизнес, что производит и как собирается это реализовывать. Сделаем акцент на том, что наш продукт в первую очередь должен быть нужен людям (основы продуктоориентированности). Естественно, материал будет подаваться в форме, доступной для восприятия в определенном возрасте. Со старшеклассниками побеседуем о миссии предприятия, для чего она придумана, для чего необходима и т.д. Оформление отрядного уголка поможет рассказать о нашем производстве, приходящим к нам людям (потенциальным клиентам и партнерам). Легко и доходчиво учить важным вещам – вот задача летнего лагеря.
Каждый день будет осваиваться одна из компетенций профессии, которой посвящена смена. Понятно, что есть профессиональные компетенции, с которыми ребята будут знакомиться на образовательной части (первая половина дня). Осилив образовательную часть, после обеда дети перейдут к общеотрядной – тоже построенной вокруг вновь полученных знаний. Игры на свежем воздухе посвящены изучению так называемых софт-компетенций: ежедневные мини-тренинги направлены на формирование лидерских качеств, умения обращать внимание на детали (что очень важно для инженера), продвигать свои идеи, работать в команде (большого робота вы один будете строить десять лет, а вдесятером построите за год!) и т.д. Тренинг от обычной игры отличается тем, что завершается анализом, рефлексией: чему научились, какие задачи решили.
Попробовав себя в разных компетенциях, ребенок в следующем учебном году сможет смелее выбирать направления доп-образования, увереннее ориентироваться среди множества предложений.
Во что вырастают увлечения
- Постоянное обучение, даже если оно проходит в игровой форме, - не слишком ли это много для ребят на отдыхе?
- До настоящего времени жизнь в нашем регионе протекала достаточно спокойно и расслабленно (в отличие от крупных городов европейской части России). Но нашим ребятам предстоит столкнуться с современными ритмами жизни и требованиями, ими предъявляемыми: высокая конкуренция на рынке труда, исчезновение «чистых» профессий (когда один раз получил образование, освоил нужный набор компетенций – и ты навеки ценный специалист). Те же софт-компетенции в той или иной степени отныне необходимы каждой профессии. Набор навыков в идеале должен постоянно расширяться, профессионализм расти. И это должно стать нормой жизни, образование – непрерывным. Понимание этой необходимости, ее принятие стимулирует нас в любом возрасте заниматься образованием и самообразованием, не выпадая из меняющейся реальности. Возможностей обучаться масса: и дистанционно, и посредством краткосрочных курсов, повышений квалификации, семинаров, вебинаров и т.д. Ребят к этому важно приучить уже сейчас, чтобы потом это не тяготило, не пугало, а было нормой и благом.
Поскольку я, помимо всего прочего, управленец, то часто сталкиваюсь с нежеланием специалистов приобретать дополнительные компетенции. Люди старой закалки наивно полагают, что их основных профессиональных компетенций (это же красный диплом!) должно быть достаточно. Но, увы, это не так. База важна, но на нее непрестанно наращиваются многочисленные новые навыки, иначе вы неинтересны работодателю. Дети, выходя во взрослую жизнь, должны понимать, что даже в студенчестве можно овладевать дополнительными компетенциями (которые помогут в том числе в обучении) и тем более необходимо продолжать учиться во время своей профессиональной деятельности.
- Будет ли у ребят возможность находиться вне помещения? Не помешают ли интенсивные занятия другой активности?
- Свежий воздух ни в коем случае не отменяется. Усвоение важной информации не требует многочасового просиживания за партой.
Кроме того, надеемся, условия пандемии не вынудят нас отказаться от экскурсий. Здесь мы очень надеемся на наших добрых друзей, которых в городе немало (Крильон-Сервис, СМИ, пожарная часть, МЧС и многие другие). Нам интересно все. Каким образом устроена работа конкретного предприятия? Чем занимаются сотрудники? Как работает программист, подходит ли лично мне такая деятельность? Дети должны понять, во что могут вырасти их увлечения, в каких областях это можно применить на практике. А если мы хотим, чтобы ребята оставались в области, им нужно показывать те предприятия, которые работают у нас. Уважаемые работодатели, приглашайте нас на экскурсии, сделайте посильный вклад в будущее!
- Каким образом вы набираете детей в отряды, требуется ли им специальная подготовка? Как смотрите на троечников, ребят с разного рода сложностями в обычной школе?
- Набор в отряды (от 10 до 15 человек) идет по возрасту. Что касается других критериев, то для нас не бывает плохих детей, неподходящих, неталантливых и неспособных. Мы не любим выражения «одаренные дети», потому что одарен каждый ребенок. Дети раскрываются в те моменты, когда им интересно и когда они чувствуют отношение к себе как к «нашим» ребятам. А троечники всегда дают замечательный результат – это дети незашоренные, дети, которые не привыкли ходить стандартными коридорами, свободные, смелые. (Тот же конструктор или инженер не может обойтись без свободы мысли, креативности, фантазии.) А найти ключик к каждому ребенку – задача педагога.
Поэтому мы не отбираем детей, а просто приглашаем отдохнуть с пользой!
СПРАВКА МК
Стоимость двух недель смены – 15 тысяч рублей.