Огромный прорыв в проблемном и чувствительном вопросе реконструкции Анивского маяка произошел – региональные власти добились передачи памятника архитектуры в собственность Сахалинской области. Это позволит незамедлительно начать ремонт объекта. Все работы планируется завершить до конца навигационного периода.
Принципиальный вопрос
Уже этой весной завершится формальная процедура передачи маяка Анива от МО РФ в собственность сахалинского правительства. Этот процесс губернатор Валерий Лимаренко инициировал еще четыре года назад и упорно защищал позицию области вплоть до окончательного разрешения проблемы.
Вопрос ремонта маяка приходилось буквально «продавливать». В 2020 году Восточный военный округ и Сахалинская область договорились о реконструкции объекта за бюджетный счет, но по проекту военных. Однако дело не сдвинулось с мертвой точки несмотря на готовность региона выделить средства на эти цели. Затем последовала череда официальных писем и обращений, к проблеме подключились представители областных общественных организаций, которые направляли петиции с тысячами подписей как в МО РФ, так и в Русское географическое общества.
Однако окончательное решение было принято только после прямого обращения главы региона к президенту Владимиру Путину во время совещания по вопросам развития дальневосточных городов, состоявшегося 14 марта 2023 года.
Тогда глава государства поручил Министерству рассмотреть возможность строительства нового объекта навигации на мысе Анива, а также передать старый маяк в собственность Сахалинской области.
Губернатор Валерий Лимаренко подчеркивает, что маяк Анива – одна из визитных карточек Сахалина, любимая всеми жителями, и его восстановление – принципиальный вопрос для всей области.
«Вопрос о передаче маяка в собственность Сахалинской области я поднял в 2020 году, и вот он решен. Важно сохранить его аутентичность, привести в первоначальный архитектурный вид. Делать это следует со всем уважением к истории», – рассказал Валерий Лимаренко.
Он добавил, что к такой тонкой и ответственной работе будут привлечены специалисты самого высокого уровня, в том числе – в области истории и краеведения.
Политический «кейс»
Дальневосточные политологи отмечают, что передача мака Анива от военных в собственность области – один из немногих примеров успешного взаимодействия региональных властей с военными в вопросах передачи земель и имущества.
Так, политолог Павел Наливайко считает, что далеко не всем мэрам и руководителям регионов в ДФО удается довести до конкретного результата ту или иную ситуацию по возвращению в региональную либо в городскую собственность земельных участков или имущества военных. По мнению эксперта, успех Валерия Лимаренко в этом вопросе - это результат системной, комплексной работы.
«Как показывает практика, только так, при взаимодействии со всеми ведомствами, при акцептации необходимости этой процедуры, удается достичь результата. Всего на Дальнем Востоке таких кейсов можно по пальцам пересчитать. Это лишь демонстрирует, что что губернатор делает все для того, чтобы его регион развивался и в нем развивались такие узнаваемые имиджевые места, как маяк Анива», - подчеркнул политолог.
Политолог и член комитета по политтехнологиям РАСО Ольга Кишаковская в свою очередь отметила, что непростые взаимоотношения местных властей с МО РФ характерны для многих регионов Дальнего Востока. Порой это оправдано - бывает, что земли военных передают на места, а они простаивают или попадают в зону точечной застройки.
«Но есть и другие случаи, как например, с маяком Анива. Объект стоит, не используется, разрушается. Губернатору удалось добиться передачи его в региональную собственность. То, что на это потребовалось три года подтверждает, что для успешной коммуникации с военным министерством нужно обладать терпением и выдержкой. И это хорошо, что маяк сохранят, восстановят. Из него хотят сделать туристический объект. Это достойный проект. У объекта есть своя история», - сказала эксперт.
Вопросы безопасности
Отметим, что работа над проектом реставрации маяка началась еще три года назад. В планах инженеров было вернуть маяку его первоначальный архитектурный вид – устранить советскую железобетонную надстройку, сделать удобные подходы для туристов и причал для катеров.
Министр строительства Сахалинской области Алексей Колеватых сообщил, что в настоящее время работа над проектной документацией завершается.
«Понимаем, что работать придется быстро и эффективно, со всей ответственностью. Многие процессы следует запускать параллельно. Намерены завершить наружные ремонтные работы к 15 ноября. К этому времени завершается навигация судов», – отметил Алексей Колеватых.
В правительстве Сахалинской области отмечают, что важно не только привести памятник архитектуры в приличный вид, но и обеспечить безопасность многочисленных туристов, приезжающих к нему на экскурсию.
Сейчас посещение Анивского маяка порой сопряжено с риском для посетителей. Непростой маршрут начинался буквально от кромки моря. Поскольку военные никак не регулировали этот вопрос, туристов сюда возили различные туроператоры и частные перевозчики. Они швартовали свои маломерные суда на каменистом берегу, а дальше посетители самостоятельно пробирались по скалам к маяку. Единственным подспорьем в этом процессе были канаты, натянутые энтузиастами.
Блогерское мнение
Путешественница и блогер из Владивостока Ксения Гладкова посетила маяк Анива в один и своих визитов в Сахалинскую область, и поделилась впечатлениями с точки зрения туриста.
Ксения рассказала, что на маяк Анива она очень хотела попасть еще в свой первый визит на Сахалин с детьми в 2021 году. Но тогда ей это не удалось - навигацию закрыли. Путешественница очень хотела посетить эту достопримечательность и показать ее своим сыновьям, и расстроилась, что этого не получилось.
Мечту удалось осуществить летом прошлого года. Однако, по словам Ксени, она рада, что на этот раз путешествовала без детей.
«Как бы я туда добиралась с детьми, мне даже сложно представить – ветер, много опасных мест, прогнившие ограждения, высадка из лодки прямо на скалы.
При этом сам маяк потрясающий! Архитектура безупречна, а виды – невероятные! И даже само обветшалое состояние сооружения придавало этому месту свою атмосферу. Я рада, что удалось посетить его до реконструкции и увидеть маяк в первозданном виде. Теперь ждем ремонта! Я с удовольствием покажу детям маяк Анива, если его посещение станет безопасным и комфортным», - рассказала Ксения.
Туристические перспективы
Министр туризма Артем Лазарев отметил, что маяк Анива является одним из символов региона и должен быть сохранен на долгие годы.
«Образ этого монументального сооружения используют в фильмах, музыкальных клипах и даже в компьютерных играх. Уже сейчас маяк Анива входит в топ туристических локаций, которые стремятся посетить не только местные жители, но и туристы», – подчеркнул Лазарев.
Руководитель Сахалинского областного отделения Русского географического общества Юрий Алин убежден, что реконструкция маяка Анива – назревшее и необходимое решение.
«Необходимо не только сохранить его как исторический объект, но и обеспечить безопасность пребывания людей на данном сооружении. Те мероприятия, о которых сегодня идет речь, необходимо реализовать. Важно, что получилось сдвинуть с мертвой точки передачу маяка из военного ведомства в собственность региона, без этого решения его ремонт был невозможен», – подчеркнул Юрий Алин.
Напомним, маяк Анива – один из самых труднодоступных маяков России. Построен в 1939 году. Высота башни составляет 31 метр, высота света – 40 метров над уровнем моря. Маяк почти 80 лет спасал морские суда от гибели у каменистых берегов, работая на дизельном генераторе, затем на ядерном топливе и солнечных батареях. В 2006 году эксплуатация маяка была прекращена, и он фактически был заброшен.