В НПЦ «Крылья Сахалина» идет подготовка к запуску производства беспилотников

В НПЦ «Крылья Сахалина» идет подготовка к запуску производства беспилотников
фото: НПЦ "Крылья Сахалина"

Сахалинская область становится центров развития беспилотной авиации в России. Особое внимание, которое уделяется этому направлению на уровне региональной власти, приносит свои плоды. В этом году на базе Специального конструкторского бюро был создан Научно-производственный центр «Крылья Сахалина». Он стал один из первых в стране НПЦ, призванных в режиме «одного окна» оказывать поддержку в проектировании и производстве беспилотников.

В интервью «МК на Сахалине» генеральный директор НПЦ «Крылья Сахалина» Виктор Грицаенко рассказал о том, какие сейчас процессы происходят в Центре и как будет налажена его работа.

Расскажите, что предшествовало созданию НПЦ «Крылья Сахалина» и стало поводом для его организации?

В Сахалинской области и до организации НПЦ уже производились беспилотные летательные аппараты и внедрялось их использование в разных сферах жизни. Регион демонстрировал перспективы в этом направлении и, вероятно, поэтому стал одним из первых субъектов Российской Федерации, где было решено открыть центр по поддержке проектирования, испытаний, производства и подготовки к сертификации беспилотных авиационных систем. Такие центры, работающие по принципу «одного окна», начали открываться в стране по поручению президента России Владимира Путина.

Но одной федеральной воли мало, важна реализация на местах. Наш губернатор Валерий Игоревич Лимаренко уделяет огромное внимание формированию в регионе этой новой для России отрасли беспилотной авиации. По его инициативе БПЛА начали использоваться в самых разных отраслях хозяйственной жизни – при обнаружении очагов лесных пожаров, несанкционированных свалок, дефектов дорожного полотна, при поиске пропавших людей, мониторинге ледовой обстановки и т.д. Он лично контролирует развитие этого направления, находит решения для удовлетворения потребностей отрасли, инициирует ее поддержку и продвижение в регионе. Это и проведение таких масштабных мероприятий как «Архипелаг – 2024» и фестиваль «Крылья Сахалина», и внедрение в школах занятий по пилотированию БПЛА и т.д.

Виктор Грицаенко и Валерий Лимаренко фото: НПЦ "Крылья Сахалина"

Что сейчас собой представляет НПЦ «Крылья Сахалина»?

НПЦ «Крылья Сахалина» — это юридическое лицо, учредителем которого является Министерство цифрового развития Сахалинской области. Мы находимся в Южно-Сахалинске по адресу ул. Горького, 25 – это Специальное конструкторское бюро. Здесь расположены офисные помещения и производственные мощности.  

Мы в Сахалинской области создаем так называемое «крупное НПЦ». Оно состоит из центра коллективного пользования, в который входит станочный парк с производством, площадей, которые предоставляются в аренду резидентам, сборочных цехов для производства беспилотников, учебных классов, симуляционного центра. В 2025 году мы планируем создать лётный испытательный комплекс на базе аэродрома «Пушистый».

Как будет построена работа НПЦ?

НПЦ представляет собой управляющую компанию по развитию беспилотной отрасли. Из федерального и регионального бюджета выделяются средства на техническое оснащение НПЦ, приобретение станков, оборудования для производства компонентной базы и элементов для создания новых типов беспилотников, а также для создания инфраструктуры по контролю неба, элементов радиоэлектронной борьбы.

Также у нас есть свой конструкторское, в котором задействованы инженеры, участвующие в разработках проектов, и операторы ЧПУ, работающие на станках.

Перед нашими инженерами стоит задача правильно настроить производство. Мало иметь в наличии станки, важно провести пуско-наладку и настроить их корректную и производительную работу. Как раз для этого формируется кадровый состав НПЦ из технологов и инженеров, которые будут работать на станках и выполняют заказы на производство, поступающие от резидентов.

Кроме того, будут собственные разработки, которые отвечают запросу региона в соответствии с необходимыми сценариями применения. В том числе планируем заниматься симбиозом морской робототехники и воздушных беспилотников.

На какой стадии сейчас находится комплектование НПЦ?

На текущий момент производство еще не запущено, мы на стадии закупки оборудования. Планируем к октябрю уже частично запустить производство по некоторым позициям.

Список оборудования для оснащения НПЦ формируется на основе задач, которые ставит перед нами регион, а также из заявок резидентов, чтобы мы могли на этих мощностях реализовывать их заказы на производство. Необходимые станки приходится заказывать с материка. Это такие приборы как система лазерного раскроя, лазерная сварка, станки для намотки роторов, система печати микроконтроллеров.

Также сейчас закупается лабораторное оборудование, которое будет применяться для изучения характеристик БПЛА и выдачи сертификатов соответствия. Здесь мы работаем в связке с конструкторским бюро, чтобы развивать новые компетенции у уже существующего инженерного состава, готовить новый инженерный состав, привлекать специалистов с материка.

фото: НПЦ "Крылья Сахалина"

Сколько у вас уже резидентов и что это за компании?

Сейчас у нас заключены договоры с тремя резидентами: с московской компанией «Дрон Солюшнс» и сахалинскими предприятиями ТД «Восток» и «IT-решения». К слову, «Дрон Солюшнс» производят беспилотники самолётного типа в классификации до 30 кг, в том числе предназначенные для перевозки груза. В Сахалинской области они сейчас применяются для перевозки биоматериалов.

Наша задача как НПЦ – разместить у себя как можно больше бизнес-резидентов, привлечь их в Сахалинскую область, что даст позитивный социально-экономический эффект.

Отрабатываете ли вы какие-либо запросы от органов власти Сахалинской области?

Сейчас мы занимаемся отработкой сценариев применения беспилотников, которые утверждены совместно с органами власти, под их задачи. Отрабатываем технические задания для того, чтобы достичь оптимального результата.

Всего у нас более 70 сценариев применения дронов, но на текущий момент непосредственно в работе - порядка 25.  

Как это происходит, на примере мониторинга дорог с помощью БПЛА. Дроны помогают оценить дорожное полотно с точки зрения его содержания, наличия повреждений, выбоин, колейности. Для этого используются разные инструменты – радары, камеры с большим оптическим зумом. Для наиболее эффективной отработки этого сценария мы экспериментируем с разными моделями, высотами, оборудованием и т.д.. Кроме того, есть задача обучить нейросети автоматически обрабатывать и оценивать получаемые с дрона данные.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру