На Сахалине был успешно запущен первый водородный полигон, ставший важной площадкой для развития водородных технологий в России. Этот проект стал возможен благодаря активной поддержке губернатора Сахалинской области, который лично курировал его реализацию и помог решить ключевые административные вопросы. В интервью директор АНО «УК Восточный водородный кластер» Андрей Горбунов рассказал о первых результатах работы полигона, текущих задачах и планах по развитию водородной инфраструктуры в регионе.
— Андрей Николаевич, в рамках минувшего энергетического форум «Нефть и газ Сахалина» состоялась сессия, посвящённая развитию водородной энергетики. Как вы оцениваете итоги этого мероприятия?
— Форум, безусловно, стал важным событием для нашей отрасли. В рамках сессии собрались специалисты по водородной энергетике, у которых была возможность выразить своё мнение — как позитивное, так и скептическое. Мы обсудили проблемы и перспективы развития водородной отрасли, а также конкретные проекты, которые могут быть реализованы на территории Сахалинской области.
Форум показал, что водородные технологии начинают занимать свою нишу даже на мероприятиях, исторически связанных с нефтегазовой отраслью. Также состоялась поездка на водородный полигон, в которой приняли участие эксперты энергетической отрасли, участники молодежного трека и просто гости форума. Это важно, поскольку мы смогли продемонстрировать широкой публике, что водород — это реальный сектор, который развивается у нас на Сахалине, а не просто красивые презентации.
Большое внимание развитию водородного кластера на Сахалине в своем выступлении на пленарной сессии уделил и губернатор Валерий Лимаренко. Что еще раз подчеркнуло, что этот проект имеет всецелую поддержку со стороны региона. С самого начала Валерий Игоревич лично контролирует весь проект, связанный с водородом на островах. Регулярно проводятся стратегические советы, где обсуждаются вопросы по полигону и другим проектам. Активная позиция губернатора на федеральном уровне помогает нам быстро решать многие административные вопросы, и без его участия, возможно, полигона бы вообще не было.
— На форуме поднималась тема будущего водородной энергетики в России, и одной из проблем называли трудности со сбытом этого топлива. Как вы видите пути решения этого вопроса?
— Дело в том, что ранее все основные федеральные документы — стратегии, концепции, дорожные карты — были ориентированы на производство водорода для экспорта. По сути, это модель, схожая с добычей нефти и газа: производим водород и отправляем за границу, где его используют как топливо. Однако текущие внешнеэкономические условия требуют изменения этого подхода.
Я считаю, что нам нужно сосредоточиться на создании внутреннего рынка водорода, развивая при этом технологии. В перспективе мы могли бы не просто продавать сырьё, а экспортировать технологии и оборудование, которые применяются в транспортной и энергетической сферах, в том числе с использованием водорода.
— На какой стадии сейчас находится водородный полигон на Сахалине?
— 16 июля этого года, в рамках образовательного интенсива «Архипелаг», мы официально запустили водородный полигон и получили первый водород на наших установках. Это был важный шаг, который обозначил начало работы полигона. Сейчас мы находимся на стадии экспериментальной эксплуатации — настройка оборудования, пусконаладочные работы.
В настоящее время параллельно идёт монтаж оборудования в посёлке Новиково и на площадке СКБ САМИ в Южно-Сахалинске. Эти объекты должны пройти экспертизу на соответствие требованиям безопасности. Мы рассчитываем, что весной следующего года завершится формальное оформление площадок, и тогда сможем перейти к полному запуску всех технологических этапов: производство водорода, его хранение, транспортировка и использование.
— С какими трудностями вы столкнулись при пуско-наладке полигона?
— Конечно, сложности были. Во-первых, это новое, не до конца отработанное оборудование. По сути, полигон — это большой лабораторный стол, где что-то может выйти из строя. Иногда приходится заказывать детали с материка. Если это не слишком сложные элементы, то пытаемся справляться и на месте. Такие ситуации, конечно, влияют на сроки монтажа, но это нормально для опытных объектов, где пилотируются новые технологии.
— Есть ли планы по локализации водородных технологий на Сахалине?
— Да, конечно, мы бы хотели, чтобы здесь появились промышленные мощности. Однако это требует значительных капитальных затрат и наличия специалистов, которых пока у нас нет. Мы начнём с самого простого — создания инфраструктуры для водородного транспорта, включая заправочные станции и системы производства водорода, такие как электролизёры. Со временем будем наращивать производственные мощности и глубже осваивать локализацию.
— Кто сейчас управляет полигоном?
— Полигон эксплуатируется силами МФТИ и их партнёрами. Изначально ведущую роль в проекте играет Московский физтех. Работы по отладке оборудования на полигоне будут вестись до конца 2025 года. Кроме того, мы уже привлекаем студентов магистратуры Передовой инженерной школы Сахалинского государственного университета, которая стартовала в сентябре этого года. Студенты уже участвуют в практических занятиях, наблюдая за работой водородных установок, что крайне важно для их будущей карьеры.
— В своем выступлении на форуме вы отметили, что любой технологии важно преодолеть так называемую «долину смерти». Как это применимо к водородному проекту?
— «Долина смерти» — это период, когда перспективные технологии, созданные в университетах, не могут быть доведены до промышленного уровня из-за отсутствия финансирования или рисков. Полигон как раз является мостом через эту долину, позволяя проводить испытания и дорабатывать оборудование до состояния, пригодного для серийного производства. Именно такие полигоны помогают преодолевать этот сложный этап.
— Водородный «Урал», который был представлен на нефтегазовой выставке, уже используется?
— Мы пока его не испытываем в полную силу. Сейчас идёт согласование программы испытаний с автозаводом «Урал». Водород, на котором ездит этот автомобиль, был заправлен ещё летом. По расчётам, одной заправки (23 кг водорода) хватает на 850 километров пути.
— А какие планы по запуску водородного поезда, который разрабатывается для Сахалина?
— Росатом и Трансмашхолдинг планируют запустить водородный поезд на Сахалине к 2026 году. Сначала он будет проходить сертификационные испытания без пассажиров, а затем начнёт перевозить людей. И своей экологичностью, и дизайном он будет выгодно отличаться от действующего подвижного состава.